Pro наставничество над детьми из детдомов.
Давно хотел написать об этом небольшой обзор, но не хватает времени и сил. Немного его и их нашлось. Итак, в России объявлен год наставников и все бросились искать тех, кому нужен наставник. В среде благотворительных фондов существует такие программы и считаются успешными, так как действительно охватывают какое то количество детей из детских домов такой формой как наставничество. Но если сделать внимательно и не очень удобную выборку, то окажется, что наставничеством охвачен небольшой процент детей из детских домов, которые на самом деле в этом не особо нуждаются. Так как обладают значительным уровнем резилинса и на них и построен базис современного наставничества в стране. По правде говоря, это не наставничество в чистом виде, а договорные отношения для значимости одной из сторон. Больше даже добровольческое участие с минимумом рисков и контактов, где можно показать некоторые результаты. Такая игра.
Не охваченными остаются трудные подростки, процент которых значительно превышает тех, кому оказывается наставническое сопровождение. Все остальные выпускники, находятся в учебных заведениях среднего уровня, где такая работа мало ведётся. Сузы, самое место где нужны реальные действия, где работа ведётся силами сотрудников, но в малых дозах. Потому что это не совсем приглядная картина, и где требуются совсем другие ресурсы для включенность в жизнь выпускника детского дома. Это неудобная тема, все прикрываются выпускниками, которые в сопровождении не нуждаются. Они другие.
Все это остро видно из анкет выпускников детских домов сытой Москвы, где в графах заполненных выпускниками видны не только провалы работы системы, но и слабая жизнестойкость самих выпускников. Отсутствие желания к саморазвитию. Получения образования и наличие вредных привычек. Местами просто тунеядство и иждивение.
Все это говорит о том, что вопрос сопровождения детей из детских домов продолжает оставаться весьма острым. Вижу это мотаясь по Центрам адаптации в регионах России. Пока не будет реальных действующих программ внедрения наставников на стадии проживания ребёнка в детском доме, мало что изменится. Потому что чаще всего именно выход и подхват выпускников остаётся нереальным, они выходят в мир и мало кто успевает стать им значимым взрослым. Нет доверия — нет ничего. Если такой работы в системе не велось. Да, были танцы и рисования, но этого мало.
Особенно болезненная ситуация с выпускницами детских домов с детьми на руках. Редко бывает так, что ребёнок появляется в любящей атмосфере. Чаше всего из-за неразборчивых половых контактов, где отношений по сути — нет. Оказавшись с ребёнком на руках, такая выпускница не обладая нужным ресурсом, просто сдаёт ребёнка в дом ребёнка. И даже без него имеет большие трудности. Даже имея на руках два диплома суза — маляр и кондитер. Профессии, которые с одной стороны остро необходимы, с другой, для того, чтобы в них войти нужны реальные знания.
Ведь по закону, выпускники имеют право два раза за счёт государства получить бесплатное образование. Что и становится для них проблемой. По сути, шесть лет просидев в одном сузе, получив первую профессию, не получив нужной практики, начинают учится на вторую. Круг замыкается, где в остатке остаётся — нереализованная первая профессия и часто и вторая, так как она была выбрана для того, чтобы ещё три года быть на государственном обеспечении. О будущей работе вопрос по сути закрыт. Получив нелюбимую и не значимую профессию, выпускники редко идут по ним работать.
Мало кто поступает в вузы. Но это тоже отдельная история.
Такие вот дела. Ребята…
Ваш А. Гезалов
Подпишитесь на рассылку новостей!