Часть первая; Введение в добровольчество

Часть первая; Введение в добровольчество

17.09.2021 Без рубрики Полезно знать 0

С чего начинается Родина?

Сегодня в России много говорят о добровольчестве, которое имеет исторические корни и даже традиции. Например, было доброй традицией строить за собственные деньги храмы и помогать нищим людям. Во время войны люди не только шли на фронт, но и отдавали ценности. Так, к примеру, во время Великой отечественной войны за счет простых граждан строились танки и самолеты. Так была создан целый танковый полк «Александр Невский» и средства поступили от прихожан храмов со всей России. Люди несли ценности, но, как и в прошлые времена, люди не без участливы к проблемам стариков, сирот и больных детей. В стране потихоньку формируется благотворительная культура. В сердце гражданского общества вызревают новые инициативы на благо социальных групп. Уже есть тысячи общественных организаций, есть и очень опытные, так и совсем юные фонды и организации. Они помогают многим социальным группам, где нужна их помощь и поддержка. Большую помощь оказывают и люди из социальных сетей В контакт и Одноклассники и Фейсбук, которые объединяются в сообщество и стараются внести свой вклад в общее дело помощи нуждающимся людям.

Можно теперь смело говорить, что социальная активность населения весьма высока, это люди и разных возрастов и социальных положений. Люди спасают брошенных кошек и собак, посещают оставленных стариков и отдаленные детские дома. Наверное, каждый из нас согласится с тем, что самое яркое в памяти человека — это то, как ты прожил свое детство. Особый цвет, особый запах — всё это остаётся с нами на всю жизнь. Многие сегодня задаются вопросами: «Как проживает свое детство сирота? Что дает ребенку детский дом? Какое влияние оказывает системная жизнь на душу сироты?». И прежде чем начать жалеть дитя системы, следует для начала порассуждать, какая помощь необходима выпускникам и воспитанникам детских домов: «Главная задача добровольца – суметь обустроить сиротскую душу. В детском доме всегда много людей, и каждый ребенок там – проходит все этажи государственной заботы. Но чаще всего эта забота не освещена тем светом, которого так желает еще не сформированная и незрелая душа сироты. То есть, здесь важно отметить, что ребенок зачастую ищет не просто воспитателя в том или ином человеке, а именно пример для жизни – того, кто сможет открыть ему новое и неизведанное, помочь окрепнуть и обрести внутренний покой».

Хотел бы выделить наиболее важные пункты, относительно того, что, на мой взгляд, важно в воспитании детей-сирот. А это:

• социализация ребенка (посещение различных кружков и секций);

• становление ребенка как личности, поиск самого себя, собственного пути;

• выбор профессии, базовое знакомство с какой-либо профессиональной деятельностью;

• всестороннее интеллектуальное развитие (обучение в школе, выявление интересных для отдельного ребенка предметов, чтение);

• вопросы семьи, любви и взаимоотношений между детьми и родителями (каким родителем быть самому в будущем?);

• вопрос веры (фундаментальный)

Отдельное внимание уделил бы вопросу чтения. К сожалению, чтение не столь популярно сегодня не только среди детей-сирот, но и в обществе в целом. Именно поэтому так важно собственное развитие каждого добровольца. Ведь для того, чтобы воспитать ребенка – необходимо воспитать для начала самого себя. А главное – всегда следует помнить, что работа добровольца – это большая ответственность, к которой нужно быть духовно готовым. Ведь детский дом тоже что-то дает ребенку сироте, что же?

Первое, что дает детский дом ребенку — это милосердное отношение ко всему происходящему в его жизни. Сквозь призму зла — в душе ребенка воспитываются доброта и милосердие. Несмотря на то, как относятся к сироте в системе, они (сироты), тем не менее, остаются стойкими и даже выдержанными — в определенном смысле этого слова. И это, кстати, к распространенному вопросу о том, «Почему сироты не плачут». А ответ прост: такие дети умеют удержать слезы на краях своих глаз. Они удерживают слезы внутри себя, и все рыдания раздаются только внутри души. И это уже ответ на следующий вопрос: «Что дает ребенку детский дом?». Высокая само регуляция человека. Способность — перебороть страдание внутри себя — всё это весьма важно. И с одной стороны — это хорошо (сила характера, стойкость), но с иной стороны — это постоянная психологическая нагрузка, справляться с которой, порой нелегко, — если не сказать более.

И размышляя над этим, стоит заметить, что те страдания, которые жизнью даны сиротской душе, — крайне важны для их становления. Ибо в радости человек беззаботен и счастлив. Но именно страдание может привести человека к некой крайней точке — либо к глубокому созиданию, либо к глубочайшему саморазрушению. И здесь важно не путать данное понятие с жалостью к самому себе. Так как в этом жизненном контексте страдание рассматривается лишь с точки зрения того, чтобы человек сам, без чьей-либо помощи сумел пережить и выстрадать любую трудность, не прекращая своего полета.

Зачастую добровольцы и просто те люди, которые так рьяно пытаются оказать помощь детям-сиротам, желают оказать влияние на эту систему именно через классическое образование, воспитание (хотя, и это, несомненно, важно) и занятия самодеятельностью. Но здесь важно понимать, что только чувство способно явить нам нечто. Невозможно воспитать в человеке гения стандартными приёмами. Воспитание и помощь сиротской душе надобно оказывать только чувствами, отдавая им часть своей души и своего нутра. Не столь важны подарки и игрушки, и более того, — помощь не должна быть губительной. То есть та помощь, которая будет оказана каждым из нас, не должна мешать внутреннему росту ребенка. Ведь если делать за человека в жизни всё, приучая его к тому, но, не научив его самого делать ничего, — станет ли такой человек (малыш, ребенок) личностью? Сомнительно.

Именно поэтому так важно напоминать сегодня о том, что — невозможно купить то, что не продается. Невозможно залечить игрушкой душевную рану человека. Любая помощь должна быть слишком осмысленной, с явным пониманием того, что акцент должен делаться ни на сиюминутной радости ребенка, а на его дальнейшем личностном становлении. Помните, что необязательно быть общественной организацией, достаточно включиться в жизнь ребенка и не отпускать его руку ровно столько, пока он не встанет на ноги. Это может быть и наставничество, и иные формы сотрудничества. Но так важно увидеть результат именно в одном ребенке, а не тысячи. Ведь это и есть критерий эффективности – когда мы видим конкретного ребенка с конкретными изменениями. Вот он стал лучше учиться, старается делать домашнее задание, читать книжки иди ходить на спортивную секцию. Не отправив СМС, что я пошел, а пойти туда только потому что есть и доверие и сотрудничество. Ведь часто, чтобы избежать труда, те же сироты привирают, чтобы получить материальные блага. Искренне считая, что и это сойдет им с рук, только потому что они сиротки. Важно понять историю того или иного социального явления, его корень, то почему то или иной событие стало разворачиваться именно так. И что и как можно сделать, чтобы решить проблему. Первое, понять суть проблемы, изучить ее, промониторить, оценить всевозможные риски, которые могут возникнуть в работе с социальным клиентом. Это может быть и неприятие, и даже агрессия, и возможно недоумение-с чего вы лезете в мою жизнь, у меня все хорошо. И тут вступает в силу закон – помоги себе сам, и для активации клиента часто не хватает личных ресурсов и уже нужно звать и специалистов и добровольцев.

Часто бывает так, что падение той же семьи происходит именно потому что своевременно не была оказана помощь и поддержка. Есть болевые точки, при которых часто семья не могут понести свой крест и бросают и его и своих детей. Что это чаще всего

— утрата работы,

— смерть одного из родителей,

— ремонт квартиры, после которого семья долго финансово и психологически не может прийти в себя,

— родительский развод,

— травма ребенка, во время родов, или просто от недогляда,

— алкогольная и иная зависимость (лудомания-игромания),

— долги по кредиту и т.д.

У современной российской семьи проблем много, но способов решения, как ни странно весьма не так много, но они эффективны – вовремя выявить и подставить плечо, и тогда уже не надо будет открывать столовые для бездомных, бродить в детские дома. Все эти явления не активности общества, которое часто готов спасать уже «потом», так как это и очень рейтинговое занятие и интересно. Вот, к примеру, в Подмосковье сорок два детских дома, на которые государство тратит три миллиарда рублей в год, при этом выпускники детдомов весьма трудно встраиваются в общественное пространство. То есть опять дороги нам в их обслуживании. Их не только надо в детдоме научить самостоятельности, но и надо подставлять костыли после. В самостоятельной жизни. Это и сложно и часто уже невозможно организовать их, потому что их гедонистические установки подавляет все внешние активации.

И чтобы не идти за сиротским «хочу и «дайте-дайте» нужно понимать, что нужно все делать с точностью да наоборот. Просит выпускник детского дома куда-то сходить, все сделать, чтобы все его слова были сказаны для его ушей и сознания. Чтобы он говорил себе, а добровольцы мотивировали его идти и бормотать эту просьбы, дойдя до нужной точки — в деканат, коменданту общежития, банк. В этом и есть смысл любого социального клиента – его самоактивации, настолько полезной ему, что уже потом он будет говорить спасибо за то, что его тело и сознание работали на преодоление его же трудностей. Которых будет еще весьма много, но однажды научившись самостоятельно «ходить», выпускник уже не будет нуждаться в нашей гиперопеке. Но для этого весьма важно знать «болезнь» сироты, его болевые точки (их более 30):

— неумение общаться,

— неумение обращаться с деньгами и ресурсами,

— незнание опыта семейной жизни,

— имеют гедонистические и иждивенческие установки (дайте еще),

— слабые бытовые навыки,

— неумение работать в команде,

— низкий уровень образования,

— неумение спланировать день,

— зависимость от государственной системы и командное управление,

— податливость дурным примерам,

— агрессивность, безынициативность и т.д.

Все это весьма влияет на становление ребенка сироты, личностных характеристик, которые позволяют ему либо адаптироваться и социализоваться в обществе. Ведь известно, что дети-сироты довольно часто с большим трудом входят в новый для них мир, а значит, терпят фиаско в новой для себе среде. Где их мало кто знает и мало кто ждет их, опять же, потому что и боятся их и не знакомы с их историей жизни. Именно незнание ребенка приводит к тому, что их выгоняют из общежитий и мест учебы. Они привыкшие к тому, чтобы ими кто-то руководил, и начинают применять к ним незнакомые технологии и техники – требования. Они не всегда готовы делать что-то самостоятельно, а значит, будут просто «уходить» от проблем, сбегая в детский дом, или просто переставая, появляется в общественных средах. Профилактировать это можно простым моментом – сопровождать его до того момента, пока он сможет быть самостоятельным. Или, к примеру, готовить их к самостоятельной жизни в рамках детского дома, длительно обучая их новым знаниям и компетенциям, чему же можно их учить:

— самостоятельной готовке еды,

— умению грамотно тратить ресурсы,

— налаживать контакт с внешними сторонами,

— обустраивать свое жилье,

— умению находить нужную информацию,

— само презентации,

— умению отдаваться по жизненным случаям,

— умению искать работу и т.д.

Общественные организации бывают двух видов — без юридического лица, так и с юридическим лицом. Без юридического лица необязательно подавать информацию в Минюст, а проведя собрание, написать протокол, принять устав и начать действовать. В этом случае нельзя открыть счет в банке или иные платежи, чтобы вести финансовую деятельность. Ведь за нее необходимо вести отчет перед налоговой инспекцией. При этом такой формат НКО так же не ограничен ничем, так же может вести деятельность, привлекая необходимых партнеров и ресурсы. Открывать сайты и вести отчетность для тех, кто оказывает материальную помощь организации. Это весьма важно, делать открытый и четкий отчет о своей деятельности. Это дает возможность другим людям прийти на помощь в нужное время. Организации без юридического лица не имеют права вести финансовую деятельность, и ей не надо не перед кем отчитываться из надзорных органов. Не предоставлять данные о продолжении деятельности раз в год, так как это делается организациями прошедшим юридическую регистрацию. Но сегодня весьма модное направление – социальные сети, когда все что делается силами просто неравнодушными людьми. И уже можно говорить, что помощь от людей из социальных сетей так же весьма велика. Так как часто люди не имеют возможности лично ходить в больницу, и посещать детские дома, чаще им проще дать ресурсы, тем самым приняв участие.

Также бывают фонды и общественные организации с юридическим лицом. То есть организация создается таким же, как и без юридического лица. Только устав организации подается в Министерство юстиции для государственной регистрации. Так же организация получает ИНН, и включаются в контакт с пенсионным фондом и т.д. Чаще всего в таких организациях есть, в том числе и специалисты, которые получают заработную плату. Чаще всего это узкие специалисты в той или иной области, которые нужны для преодоления трудности той или иной социальной группы. И естественно такая организация платят, и налоги и ведет отчетную деятельность. У юридических организаций есть ряд преимуществ, в том числе использовать печать организации, направляя документы в различные инстанции. Тем самым выполняя самую полезную работу НКО лоббирование интересов социальных групп, перед властью. Ведь именно чаще всего ради этого создается общественная организация — менять власть. Используя и другие инструментарии, такие как – информационное лобби, акции и другие инструментарии, которые

Однажды, в начале девяностых, ко мне обратилась одна семья, чтобы собрать деньги для одной девушки, у которой было весьма сложное заболевание. Тогда такого понятия как благотворительность еще не было. И мы, в общем-то, не знали, как отреагирует основная масса населения. Но уже тогда, на заре фактически начала помощи, люди были готовы вносить свой вклад, и мы буквально за три недели смогли собрать 600 тысяч рублей. К сожалению, девочка умерла, ей было 19 лет, но благодаря ее уходу, сотни людей были вовлечены в общий процесс помощи и ей и тем, кто также нуждался в помощи и поддержке. И уже потом появился благотворительный фонд, который возглавил родной брат этой девушки, который тоже умер, но успев спасти десятки жизней. Это и есть та самая жизнь, и уже никто часто не понимает где благотворительность, а где сама жизнь. В моей практике появлялись фонды памяти ушедших в мир иной детей. Все это тоже процесс, когда родители не отчаялись. А пошли дальше, на помощь ближним.

Сегодня найти общественные организации и фонды достаточно просто. Практически все известные фонды и НКО есть в Яндекс и Гугл каталогах. Там есть полная информация, кто и что делает. Также есть и сайты организаций, достаточно так же набрать в поисковике слово – благотворительные организации, как на вас повалится масса информации о фондах, работающих по всей России. Их около трехсот тысяч, согласно данных Министерства юстиции России.

История прихода в добровольчество у каждого человека разная, это может быть увиденный рекламный ролик по телевизору или в Ютубе, о том, что где-то нуждаются в тех, кто готов помогать другим людям – сиротам, старикам, бездомным, осужденным. Часто люди приходят в добровольчество, прочитав статью, где говорится о проблемах тех или иных социальных групп. Нередко человек становится добровольцем и в рамках своей семьи, родственных отношений, когда необходимо отложить на попечение времени свои успехи и дела, и пойти на помощь начинающему падать вниз брату, сестре или тете. Бывает и так, что человек, стоя на остановке, становится свидетелем некоего события, где требуется его гражданская оценка или ответственное решение, когда происходит авария или падение человека на скользком асфальте. Часто в переплеты попадают бездомные, и находятся люди, которые скачала, поднимает его с колен, и уже потом начинают помогать ему в системе, начиная кормить, восстанавливать документы. Так, к примеру, было создано самое больше общественное движение «Курский вокзал – бездомные дети». И вот он уже не может стоять на месте, пропускает свой автобус и уже спешит в точку проблемы, и уже оттуда может и не вернутся, осознав, что таких точек очень много и ими кто-то должен заниматься. Так появилось движение «Старость в радость», в задачу которых стоит сделать так, чтобы в нашей стране не было брошенных и забытых стариков.

Это может быть приглашение друга в социальной сети, или вывешенная, на его стене объявление, что тот или иной ребенок нуждается в операции, помогите перепостом, и это тоже добровольчество, не совсем включенное, но уже включающее в процесс. Лично я знаю людей, которые пришли в добровольчество из больничной палаты, потому что, увидев, как и чем живут брошенным своими родителями дети не могут уже жить иначе. И именно это изменение «я не могу иначе» приводит людей в ряды тех, кто уже ступает на добровольческий путь осознанно, надолго, иногда системно. Все зависит от того, насколько человек готов менять и меняться, ведь доброволец не только меняет социальную реальность, но и сам во многом благодаря этому меняется внутренне. Часто отходя от наносных ценностей, привитые слоганами общего употребления, удобного для того, чтобы жить, как хочется, усваивая эти установки в том числе, чтобы удобно жить особо, не заботясь о тех, кто рядом или тех, кого оказался на жизненном пути. И уже потом, переходя к ценностям иного свойства – помощь ближним это ценность, ценность каждого дня, но не часто мы имеем возможность являть эту ценность, потому что, живя за забором собственных успехов, не видим неуспех других людей, детей, стариков.

Приходя в добровольческую организацию, доброволец просто обязан принимать те ценности, которые несет то или иное НКО (фонд), потому что он приходит не помогать лично, а помогать от имени общественной структуры, которая помимо всего несет общую ответственность за все, что делает она и те, кто в ней находятся. Довольно часто бывает так, что доброволец не принимает ценности организации, а значит, несет свои, которые часто не вызрели и не систематизированы. Ведь надо понимать, что выбранная лидером НКО стратегия и тактика имеет целенаправленность, и заложена в целеполагании. А также все имеющиеся ресурсы направлены на то, чтобы преодолевать ту социальную трудность, ради которой НКО создавалось. Доброволец тоже ресурс, и как отдельно стоящий, так и в общей массе иных добровольцев, которые имеют и мотивацию, и знания, и какой то жизненный опыт, как раз то, ради чего и существует это направление, называемое добровольчество. Довольно часто добровольцы не понимают, что основная их задача делать то, что определено регламентом и учредительными или уставными документами. Основная сила добровольца, возможность в короткий срок решить тот или иной вопрос, который в ту или иную минуту или ситуацию не может решить государство. Доброволец отдает свое время, энергию и компетенцию в узком поле, не более, потому что для более широких действий или решений, он уже просто обязан стать специалистом в той или иной области. Ведь узкость специалиста подразумевает иную ответственность и принятия решений, ответственность уже не только перед клиентом, но и в перед системой, которая также имеет и функциональные ограничения позволяющие специалисту быть максимально эффективным. То есть не делать это только потому, что есть и силы и время и даже ответственность, а потому что есть профессиональная этика, получаемая заработная плата и моральный кодекс, который движет специалистом. Помимо этого, специалист в течение шести лет получал университетское образование, проходил практику в социальных институтах, и если он уже пришел работать с социальным клиентом, значит, он принял ответственное решение, которым будет руководствоваться всю оставшуюся жизнь. Во что хочется весьма верить. Но учитывая, что сегодня изношенность социальной сферы такова, что такие специалисты на вес золота, так как не всегда готовы после окончания социального института идти на помощь нуждающимся. Таких людей можно смело назвать пассионариями, готовые нести жертвенную работу ради тех, к кому они некогда мысленно пришли, еще не поступив и не вступив на этот ответственный жизненный путь.

В этом смысле деятельность добровольца носит иной характер, так как чаще всего доброволец приходит на помощь ближнему также руководствуясь благими намерениями, но в рамках возможного времени и пространства. Часто приняв участие в добровольческих инициативах, пройдя этап взросления и получив образование, уходит работать в свою сферу и уже отходит от добровольчества. И это нормально. Наступает момент, в том числе и ответственности за то, ради чего доброволец учился, будь то научным сотрудником или еще кем, важно, что некоторый жизненный этап он был среди тех, кто находил время быть полезным обществу: детям, старикам, нуждающимся людям.

Добровольчество России к великому сожалению, почему-то женское занятие, то ли потому что женское сердце более отзывчиво, чем мужское, которое готово на бросок за добычей, но не готово отдавать его тем, кто оказался в лапах добычи – болезни, или нужде. Все это привносит в добровольчество достаточно интересные нотки, это можно смело назвать женским добровольчеством, часто более эмоциональное и даже не системное, потому что разум застят эмоции, которые так не полезны тем, ради кого та или иная структура создавалась. И если там совсем мало мужчин (а их там реально мало), то такая структура скорее «Материнское сердце», нежели боевая и боеспособная организация. Все это сложилось еще и потому, что это имеет исторический контекст — чаще всего мужчины шли на фронт, а сестрами милосердия становились именно женщины. Которые и подбирали раненных бойцов, и сидели у их кроватей, в госпиталях, перебинтовывали и мыли раны. Видимо это уже исторический контекст, а значит, что женская благотворительность в России такой пока и останется. С другой стороны, это прекрасная возможность для многих домашних девочек, пройти школу самостоятельности и умений, которые потом позволят им стать отличными мамами. А потом и те же юноши, которые ищут себе вторую половинку, могут именно в добровольческой среде найти ту, которая будет ему верна. Так как там, в этой демаркационный зоне можно высмотреть тех, кто, уже войдя в эту тему уже не будет другим, и общем соделовании можно и познакомится поближе, не только через нынче модную «химию», когда друг другу нравятся, насмотревшись рекламы жвачки. К примеру, у нас был проект кормления бездомных людей и однажды, у меня совсем не осталось ни одного добровольца-кто ушел в армию, кто улетел на Луну, и что делать. Кормить бездомных надо, они уже приручены и с ними уже можно работать. Пришлось идти в ближайший приход и говорить с местным настоятелем. О том, что необходимы люди, любого возраста. Ну, я сам прихожанин этого храма и знал, что часто молодежи бродит неприкаянная и хочет или женится или выйти замуж, при этом, не замечая друг друга. Так иногда бывает. Так вот, меня пригласили перед ними выступить. Придя, я увидел много молодых девушек и ребят, которые уныло смотрели на меня выступающего и все что читалось в их глазах – хочу замуж или женится, уйдите уже со своей лекцией. Но видимо мне некуда было отступать и я предложил им такую сделку, что обещаю, что если они будут помогать, то вопрос с замужеством решится сам собой. Поверили не все, но уже через неделю многие стояли вместе со мной у горячих суповниц, и помогали кормить более ста бездомных человек. Действие достаточно простое, и прежде чем начинать кормить, для желающих были проведены ознакомительные курсы, и они уже знали. Что можно, а что нельзя в работе с бездомными людьми. И что Вы думаете, уже через полгода, те, кто стоял с поварешками женились на тех, кто также стоял с поварешками в том же ряду. Это реальный случай, который показывает, что знакомство за общем делом и сближает людей и делает их более открытыми и прозрачными. Правда было не без эксцессов, когда одна пожилая дама, придя кормить бездомных, через буквально пятнадцать минут кормления начала учить их жизни. Мне единственное, что оставалось отвести ее в сторону, и просить более не быть рядом с котлами и нуждающимися людьми, а просто убирать за ними и собой мусор. Хотя бездомные весьма дисциплинированные люди, всегда убирали за собой посуду, но оставить человека, который указует что делать и как быть я не могу.Так что если кто-то хочет найти вторую половинку, может смело идти помогать тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Моя история тому подтверждение.

Вторая история так же хорошо показывает, что необученный доброволец может больше навредить, недели помочь, потому что он приходит реализовывать нечто свое. А это для деятельности организации крайне сложный вопрос.

Были в моей практике и другие случаи, когда пришедшие добровольцы начинают вести даже войну против той системы, где живут нуждающиеся дети. К примеру, в той же больнице, где лежат отказники мы несколько лет подряд занимались тем, что помогали улучшить условия проживания детей, помогали и парезами и игрушками и даже ремонтом больницы. Так, к примеру, мы отремонтировали кухню, заменили мебель, оснастили больницу всевозможными приспособлениями подогрева бутылочек. Светильниками и т.д. выстраивание отношений с руководством больницы шло весьма не просто, понятно, что система государственная, и ей не всегда приятно, когда рядом есть НКО. Которые могут эффективно помогать, при этом не критикуя. А просто помогая этим деткам. Но самое главное, ради чего мы были в этой больнице, так это возможность нашим добровольцам забирать детей-сирот в свои семьи, под видом добровольцев приходя в эту самую и иные больницы. И таких людей было предостаточно. Но однажды, к нам пришла девушка, которая решила, что сможет решить вопрос и с персоналом и иными вопросами через конфронтацию с администрацией больницы. Ей казалось, что уволь всех сотрудников и найми других, система сразу станет лучше, при этом, не понимая, что система меняется не критикой, а конкретным действием и отношением. При том, у нее не было задачи забрать из больницы хотя бы одного ребенка, ей было нужна война. В результате ее деятельности, криков и возни, нам чуть не перекрыли кран доступа к деткам. Добровольно она решила освящать все недоработки в СМИ, часто просто не зная, что есть, в том числе и медицинские аспекты работы. Но ей так хотелось все быстро поменять, что девушка начала обвинять систему в том, что дети, к примеру, не спят в других более качественных условиях. Или, к примеру, почему с ними никто не гуляет, как раз именно то, что делали наши добровольцы, завезя в больницу коляски. Но нет, наша девушка решила заставить таки систему это делать, которая не может этого делать в силу перегруженности и маленького персонала.

В общем, меня вызвал главный врач и просил прекратить помогать детям, сообщив, что им не нужна шумиха и пиар этой темы в СМИ. С большим трудом нам удалось уговорить ее не останавливать сотрудничества, потому что мы прекрасно понимали, что жизнь именно детей ухудшиться в разы. Так как уже некому будет менять им вовремя памперсы, кормит, развивать их развивающими и играми, выводить на прогулки, или вообще усыновлять. Все это пример того, чтобы пришедший доброволец начинает искать правду там, где ее найти весьма трудно. И мы ведь приходим часто не для того. Чтобы воевать. А попытается менять систему системным включением, включенностью. Такое бывает сплошь и рядом. Все это ответ на вопрос, зачем я пришел в добровольчество-бороть систему, или помочь тем, кто в ней живет.

Довольно часто добровольцы, которые не объединены юридически. Делают в социальных учреждениях что хотят. Потому что искренне считают, что именно «просто помочь» именно тот формат, который нужен тем, ради кого сбились в организацию или сообщество. Но понимание, что же на самом деле нужно социальному клиенту в том же детском доме есть не всегда, и чтобы это понимание появилось, добровольцу просто необходимо хотя бы погуглить тему, в которую он входит. И уже потом, прийти в организацию пройти и курс молодого бойца, и тренинги и семинары, которые позволят ему не позволять себе лишнего и ненужного.

Форматы включенности в нуждающихся могут быть разными, это и помощь своими знаниями, так и просто руками, на сегодняшний день чаще всего мы можем увидеть общественные организации следующих направленностей:

— экологические,

— помогающие бездомным,

— помогающие сиротам и отказным детям,

— помогающие онкобольным детям

,- помогающие детям с физическими ограничениями,

— помогающие престарелым людям.

Есть и другие направления, помощи многодетным и бездетным семьям, помощь в устройстве детей-сирот в семьи. Направлений миллион, и как среди них выбрать свое, которое и принесет пользу и даст плоды. Для начала нужно изучить свой социальный портрет, описать свои способности и возможности и умения. Сделать портфолио, и уже с ним искать организацию, которая будет готова принять к себе вас. Но часто бывает так, что сама общественная организация может провести и анкетирование, и тестирование пришедшего добровольца. И это нормально. Не надо этого бояться и всячески стараться помочь «работодателю» найти эти ключи и изюминки, которые помогут вам работать в общественной организации и качественно и эффективно.

Чаще всего анкет несколько, они срезовые и средовые, выделяющие те, или иные и компетенции и знания добровольца. Часто именно анкета позволяет и самой организации понять, как грамотно и качественно встроить добровольца в структуру. Часто пытаются узнать об образовании, имеющихся прошлых обучений и знаний. К примеру, если доброволец имеет музыкальное образование, зачем ему красит забор, если можно эффективно использовать именно это знание. А если доброволец имеет спортивное образование, он может стать полезным, к примеру, в детском доме, показывая сиротам качественную спортивную подготовку, ведь именно с качества участия, умения владеть мячом или теннисной ракеткой начинается сотрудничество или постижение новых знаний. То есть та компетенция. Которая есть у добровольца, будет максимально эффективно использоваться общественной структурой. И если вы чувствуете, что когда вас приглашали в организацию, ваши способности используется не по назначению, прямо спросите об этом руководителя НКО. Ведь это со временем может привести, в том числе и к выгоранию, когда через некоторое время удовлетворение от качественного участия в жизни нуждающихся будет такой, какой задумывалось ранее. Ведь результат своего труда замерить очень просто-покрашенный сотый забор не улучшил качество жизни конкретного сироты. Если, к примеру, ради него, тот или иной доброволец стал добровольцем.

И если вы пришли в организацию, а там нет возможности прознать про себя как можно больше и сочетовать их с тем, чем организация работает, значит необходимо самому или самой) провести этот внутренний и внешний аудит возможностей. Что для этого нужно сделать, посмотреть свои умения навыки, время, которое вы можете отдать в течение дня, недели, месяца. Посмотреть свое окружение, в котором живете, может рядом есть человек, родственник или друг, который так же нуждается в вашей заботе и уже сегодня можно начать ему помогать, потому что завтра, вы уже не сможете разорвать отношения с тем. Кому начали помогать, или даже если разорвете их, это приведет к проблеме в самой организации, которая все это время будет на вас рассчитывать. В моей практике были случаи, когда молодая мамочка, только недавно родив ребенка, бросается в общественное поле, бросив своего ребенка бабушке. И при разговоре со мной, почему она хочет своего ребенка сделать отказником, никак не может понять, что мало того, что он зависим от нее, и она зависима от его желаний быть обласканным и своевременно накормленный материнским молоком. Ведь без этого ребенок вырастет таким же отказником, каким девушка будет заниматься чужим ребенком.

То есть, изучив, все связи и контакты можно быть готовым к тому, что можно получить и отказ, в том числе быть добровольцем в той или иной структуре, лучше это сделать сразу, чем потом искать отмазки от того, почему через некоторое время этого самого времени нет. Внутренний отказ даже важнее, внешнего, потому что это останется в сердце, и не будет так обидно, при этом также опытная общественная структура может и перенаправить ваше портфолио в организацию, где, к примеру, требуется, в том числе и удаленно. То есть не всегда рядом с социальным клиентом, но и помогая, находясь даже просто за компьютером. Если у добровольца есть редакторское образование, помогать НКО вести и редактировать сайт, учитывая, что у НКО не часто есть такие возможности и силы. И опять же такое участие будет куда эффективнее, нежели журналист будет, красит забор, нежели просто писать статьи о проблемах социальных групп, тем самым формируя общественное мнение для тех, кто ответственен за жизнь нуждающейся социальной группы.

Внутренний и внешний аудит также необходим еще и для того, чтобы доброволец через некоторое время мог выйти на другие позиции деятельности в рамках. НКО. Ну, к примеру, еще, будучи студентом юридического курса, он не может давать качественную юридическую помощь, а, уже получив диплом, иметь возможность сделать целое направление помощи нуждающимся-онлайн консультации, или очные формы. Также это может стать стартом, в том числе в добровольческом росте, когда уже через некоторое время может быть создана отдельная общественная структура, готовая давать те же юридические консультации. Которые для многих социальных групп просто недоступны.

И уже потом, когда дело будет поставлено на лад, будет гораздо проще, в том числе проводить и рефлексию, когда соответствие заявленной деятельности будет либо успешным, либо не очень. В этом корень в том числи и выгорания, от которого добровольцы страдают весьма часто. И как раз точность оценки своих личностных ресурсов и той проблематики, которой завтра придется заниматься, может либо вывести к тому, что качество деятельности будет таким, каким оно требуется социальной группе. Ведь именно в точном осмысления своих возможностей и потребностей может дать необходимую синергетику и результативность.

Довольно часто в НКО есть регламенты и инструкции, которые позволяют тем же добровольцам не придумывать ничего личного и лишнего. Это опять же дает повышение и стимула быть полезным и эффективным. Повышение уровня знаний позволяет принимать информацию относительно того, чем и как живет социальная группа, какие новые веяние и тренды есть в государственной политики. Что и как может помочь социальной группе новыми техниками и технологиями, которыми обладает общественная организация. Довольно часто в работе с теми же сотрудниками и сотрудницами различных социальных учреждений попытка обучить их терпит фиаско, потому что считается, что им нужно то, что кажется нам, но при этом не все понимают, что им часто нужно нечто иное, потому что их социальный заказ часто им недоступен. А для оценки этого социального заказа требуется понимание, и знание тех задач, которые стоят перед ними в рамках государственной политики. Но для этого необходимо либо иметь экспертное мнение на тот или иной вопрос, которому доверяете, либо пройти обучение в рамках самой структуры, либо на семинарах которые НКО заказывает у других субъектов.

Безусловно, помимо личных предложений и сил, необходимо быть готовым к тому, что потребуется в том числи постоянный апгрейд знаний, через повышение новых знаний и компетенций. Ибо в обучении также скрывается не только способ выживания добровольца в будущем, но и общий контекст деятельности НКО. Чем больше знаний в добровольческой среде, тем выше задачи которые можно ставить и перед самой структурой, так и перед каждым добровольцем в отдельности. Обучение часто организуют либо силами самой НКО, либо с приглашением спикеров, которые дают эти знания на основании личного опыта и компетенции. Без обучения у НКО просто нет будущего, ведь появляющиеся нововведения в законодательстве или еще какие, могут значительно отбросить НКО в прошлое, и тем самым поставить под сомнение ее эффективность.

Довольно часто добровольцы не желают проходить ни тесты, ни анкетирование, чтобы дать необходимое о себе знание и качество личности. Но ведь и той же НКО крайне сложно определить, что за человек перед ними, и как грамотно его встроить в ранжир той помощи, которой НКО занимается. Распознавание мотивации, в том числе и ключ к спасению этого же добровольца от достаточно сложных внутренних процессов, а затем и противоречий, которые могут привести и к его выгоранию, или созданию внутри организации группы «непонимающих» общего или частного процесса. Это довольна частая болезнь НКО, когда неожиданно доброволец «заболевает» непониманием, и через какое то время начинает свербеть как проблема, и уже самой НКО придется заниматься и его «спасением» или спасением или целого направления или даже системы. К примеру, в моей практике были такие случаи, когда добровольцы говорили, что не понимают чем занимается наша организация, почему мы проработали столько лет, а количество тех же сирот, к примеру, не сократилось. Часто не понимание, что некоторые процессы происходят весьма не быстро, и для преодоления этих процессов требуются такие процессы, которые часто не видны во времени и пространстве. И даже объяснение тех целей и задач краткосрочного порядка. Для этого конечно необходимо доносить до добровольца те узловые моменты, которых организация добилась в течение определенного времени. Ведь если говорить более конкретно, чтобы изменения пошли, требуется от десяти и более лет. Для этого необходимо понимать, что некоторые вопросы решаются медленно, а иные могут либо вообще не решаются, пока не будет создана площадка, на которой эти вопросы будут решены. Проводя круглые столы и семинары, конференции. Ведь часто некоторые процессы не всегда видны, и они имеют довольно специфический характер. К примеру, проведение некоторых переговоров не могут состояться сразу, для этого необходимы многие включения и включенности. Для того чтобы у добровольца не складывалось ощущения копания в окопе, и было видение, что и его участие приносит в копилку общего дела нужный результат. Это довольно и просто наладить и организовать. Это может быть информация и на сайте организации и социальный меморандум в конце года. Главное, чтобы у добровольца была возможность увидеть общую информацию, где будет, в том числе и срез его деятельности. Будь то логистика или просто выдача одежды нуждающимся, количественно качественный замер помощи, которую оказали той или иной социальной группы. Без такого своего рода обзора деятельности НКО.Также замером эффективности деятельности может быть и выпуск специального электронного дайджеста, который так же будет полезен для осмысления и опыта и сделанного. Ведь часто нет возможности часто или даже иногда проводить собрания, и на них показывать эффективность за определённый период деятельности НКО.

Было бы полезно, если бы за каждым новым добровольцем закреплялся опытный доброволец, который бы осуществлял наставничество за молодыми и неопытными ребятами. Это полезно всем, и самой НКО, и молодому добровольцу. Чтобы вхождение добровольца в новую для него среду было не таким сложным, для этого наставничество самый тот инструмент, который может дать эффект и эффективность во включении добровольца в новые общественные процессы. Наставничество может быть просто устно обговоренным, а может быть в рамках общего меморандума, или даже узкого договора, что наставник может оказывать молодому добровольцу такие-то виды помощи и поддержки. Какие: проводить беседы и обсуждать непонимание добровольца в той или иной теме, подсказывать тогда, когда у добровольца возник вопрос, давать домашнее задание, обсуждать дневник, в котором доброволец ведет свои заметки. Кстати дневник, крайне полезен с точки зрения и осмысления пройденного опыта, а так же создания последовательного роста добровольца, который, если останется заниматься этой деятельностью, также может транслировать свой опыт как наставник ново пришедшему добровольцу. В этом есть и преемственность, и сопровождение и контактность.

Сегодня многим добровольцам предлагают трудовые книжки, и пока не совсем ясно, как эта книжка, без государственной регистрации будет влиять на его будущее. Но то, что это крайне полезно для будущего трудоустройства, так как нынешний работодатель весьма щепетильно подходя к отбору кадров, увидит, что пришедший молодой человек может влиться в коллектив, так как уже имеет опыт командного взаимодействия. Ведь часто именно в НКО происходят первые активации личностей. Для того чтобы руководитель отдела кадров понимал, что перед ним ценный кадр, необходимо все добровольческие документы приложить к личному портфолио. И когда встанет вопрос выбора специалиста, который только пришёл из вуза, или специалиста. Который уже имеет опыт контактной работы, то именно он получит рабочее место, так как заработал его, работая в добровольческой структуре. В том числе это прекрасная мотивация к тому, чтобы большее количество добровольцев приходило в общественный сектор, дабы получить такое полезное и значимое портфолио.

О трудовой книжке добровольца

К примеру, в той же Европе или Америке, наличие добровольческих документов дают безграничные возможности в само продвижении, как на будущей работе, так и карьере вообще. Мне известны случаи, когда известные сенаторы некоторых штатов становились победителями праймеризов именно потому, что, имели в портфолио прошлый добровольческий опыт. Это высоко ценится и избирателями и показывает неравнодушное участие того или иного человека в жизни нуждающихся людей. Или, к примеру, чтобы начать занимается добровольческой деятельностью с детьми с девиацией, доброволец обязан пройти обучение, чтобы получить сертификат, без которого его никто нем пустит на территорию и спецшколы и даже больницы. В России пока этот формат невозможен, так как уровень понимания важности добровольчества находится на весьма низком уровне. Между тем, уже во многих компания просят, чтобы нанимающийся на работу специалист в своем резюме дописал то, чем он занимался помимо того, что учился в университет или институте. Так как именно добровольческая практика имеет цену в сложении с полученными в учебном заведение знании дают необходимый качественный эффект в будущей профессиональной деятельности.

То есть можно говорить о том, что все, что доброволец делал никуда не уходит, а наоборот дает новые жизненные всходы в его будущей жизнедеятельности. Это и ценно и полезно. К тому же, если доброволец сохранил, в том числе и фото с видео о своей деятельности, то его детям так же будет гораздо проще самоедентифицироватся в будущем. Ничто никуда не уходит, если было и дело, и результат и удовлетворение от собственной деятельности.

О благодарности

Довольно часто добровольцы приходят в НКО с установкой, что за то, что мы просто есть, просим кланяться нам в ноги и всячески и поощрять и благодарить. Мы же вот пришли делать доброе дело, оцените наш вклад. Это встречается довольно часто, в том числе и потому, что в простой работе довольно редко можно услышать благодарность и чаще всего она шуршит бумажками разного достоинства. А вот услышать спасибо за добровольческий труд, который оценивается совсем иными критериями иной раз хочется. Но нужно понять, что это бы должны говорить спасибо тем, с кем мы встречаемся в больнице или детском доме, что они дают нам шанс и надежду на то, что мы в этой жизни будем кому-то полезным. Получение обратной связи с точки зрения благодарности возможно только от самих социальных клиентов, видя как их жизнь меняться в лучшую сторону, когда изменения качества жизни что говорится и на лицо и на лице. Часто ожидания благодарности весьма неблагодарное дело, ведь это в том, что всякие ожидания как могут быть реализованы, так и нет. Да и, в общем, то, благодарность это весьма сложная конструкта, которая многим просто незнакома, и не будет знакома. Так как в рамках той же семьи благодарность это и ответственность, и заслуга, и принятие общего труда и т.д. Часто социальный клиент не готов быть благодарным, так как принятие помощи для него норма, благодарность же нет. Безусловно, этому можно и научить, например, сообщая, что ту или иную помощь оказала та или иная коммерческая структура, и чтобы благо получатель лично написал благодарственную. Открытку или письмо. Ждать благодарности не стоит вообще. Повторюсь, это не самое главное ради чего мы помогаем тем, ради кого пришли в социальное поле. К тому же оценить свои успехи относительно прошлого социальный клиент так же может оценить свои успехи через само рефлексию. Оценку и личного труда и успехов, так и вложения рядом находящегося помогающего человека.

Благодарность весьма адекватна самому действию помощи, дарящему радость, ибо в этом есть и сам смысл действия-я помогаю, чтобы лично увидеть, как меняется жизнь моего клиента, я могу это видеть, я благодарен ему за то, что мое участие может ему качественно помочь жить. Это весьма сложно осознать сразу, но когда к этому приходишь, вопросы и выгорания и поиска смыслов, зачем я это делаю, зная, что не смогу поднять на ноги мальчика с ДЦП, но когда ты в его взгляде видишь и уверенность в своих силах, и новое отношение к жизни, ты видишь, как он в совместном труде отрастил новые ноги – желание созидать и творить. Что часто не доступно часто людям без проблем здоровья. Вспоминаю девушку, у которой не было ноги, но включение в ее такую не простую жизнь подтолкнули ее к тому, что даже на одной ноге она закончила университет. Или девушку, бывшую преподавателя танцев, которая в автокатастрофе сломала позвоночник, уже через некоторое время, на инвалидной коляске преподает в школе. Это, безусловно, общая заслуга тех, кто оказался рядом с ней в трудную ситуации, и поддержка, и потом вдохновил, что даже на новой для себя платформе жизни она может вернуться к любимому занятию. Первое время она была в депрессии, и ей хотелось даже не жить, так было глубоко ее личное восприятие произошедшего. Тем более что у нее есть маленький сын и сбежавший муж. Но когда через некоторое время, благодаря (опять это слово) она смогла прийти в себя, и не только работать в школе преподавателем, но и выйти замуж. Вот что значит, рядом находящиеся неравнодушные люди смогли вселить в нее уверенность в себе и своих силах.

Довольно часто добровольцы приходящие помогать нуждавшимся, через некоторое время вдруг перестают «дышать», все происходит весьма банально, у него вдруг повысился спасительный адреналин. И вот они уже и не следит на собой, начинает, и худеть и дурнеть, мало спит и много времени тратит на перемещения от одного социального субъекта к другому. Внутренняя «всеспасительность» начинает его пожирать, и вот мы уже видим, что человек перестал отзываться на другие ориентиры жизни. И вот уже проблема. Человек западает, и вот уже надо его вытаскивать из этого состояния. Это проблема не самого добровольца, а всей структуры, потому что личная мотивация добровольца так и не была обнаружена. И его внутренняя коммуникационная труба приняла излишнюю и долю ответственности за общеорганизационное дело. Как профилактировать эти процессы, ну вот первых никак не выключатся из жизни, и продолжать жить полной жизнь как до, так и после того, как человек вошел в добровольческую воду. И научится-таки, выходя за порог социального учреждения оставлять проблему, которой доброволец занимался, осознавая, что, только находясь «на рабочем месте» он может помогать нуждающемуся. И тащить проблему домой и решать ее, обсуждая с домашними и бесполезно и даже неполезно. Так как это также может привести и к возникновению проблем в своем доме. Когда психологическое напряжение может привести к разводу, или недопонимания со стороны родителей и родственников. Умение отложить на попечение времени участие в жизни нуждающихся и техника и спасительный момент. Обучится техники саморефлексии крайне важно. Часто переживания добровольца настолько высоки, что это может привести к тому, что может наступить психическое расстройство.

Для того чтобы таких процессов не было, сама организация просто обязана блюсти состояние добровольцев, о чем они думают, переживают. И даже изменился ли их ритм жизни, ходит ли он в кино или туда, куда ходил ранее. Все это можно выяснить через внутренний аудит, провести анкетирование, впрямую задав в тесте эти вопросы, которые покажут, что происходит в личной жизни добровольца. И когда говорят, что это вмешательство в личную жизнь добровольца, на самом деле это ответственность за его и нынешний день и будущее.

Часто помогает поправить надвигающиеся тенденции обще добровольческие проекты, нацеленные на профилактику эмоционального выгорания. Это и совместные выхода на природу, кино, просто посиделки в офисе с разговором за чаем. Но это крайне важный и нужный момент, без которого может так случится, что принять участие в том или ином процессе, отказаться от поездки в детский дом, тем самым нарушив системность, или, к примеру, ту же логистику, без которой реализации конкретного проекта просто невозможна. Часто выпадение добровольца может привести вообще к коллапсу всей системы, ведь именно на этом стоит вся добровольческая система. К примеру, в том же бизнесе, это все довольно легко регулируется, за счет перераспределения ресурсов и оплаты замещающего специалиста. В НКО же это довольно сложно организовать, учитывая, что я ряде регионов вообще нет молодых людей в НКО, а также транспортных средств. А значит, обремененный, но не справившийся с проблемой доброволец становится проблемой для всей системы.

Подписаться на рассылку новостей Центра можно здесь:

Директор НЦ

Гезалов А.С.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.