Часть первая: Опыт работы с детьми-сиротами в рамках адаптационных лагерей

Часть первая: Опыт работы с детьми-сиротами в рамках адаптационных лагерей

12.10.2020 Полезно знать 0

Одной из самых эффективных форм взаимодействия с детьми-сиротами для меня оказалось участие в работе адаптационных лагерей, сложной, но весьма эффективной работе по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни. Когда дети выезжают в незнакомую территорию и получают новые навыки и знания в рамках взаимодействий.

Ведь общеизвестно, как проводят каникулы воспитанники детских домов- чаще всего их свозят в один загородный лагерь, и они продолжают там жить в режиме «как в детдоме». Тот же распорядок, та же конструкция взаимодействия со взрослыми – они-мы. Меняется только внешняя атмосфера, но содержание работы с детьми остается прежней. Ну а если к ним приставляют молодых студентов практикантов, то это уже просто совместное проживание двух систем, в задачу которых не входят социальные или иные изменения.

Ведь для этого нужна плановость, специальная подготовка, цели и задачи по преодолению трудностей, о которых студенты и не знают, и не могут знать, так как не знают к чему готовить детей из детских домов, с какими сложностями те столкнуться после того, как покинут стены детского дома. По сути, они дублируют деятельность уже имеющейся системы. Нет такой задачи, а значит, время, когда было можно дать новые жизненные установки, чему-то научить, что-то полезное и важное привить. Но у системы нет такой задачи в целом, нет методик и ресурсов, чтобы максимально использовать свободное время с пользой.

Имея опыт жизни после детского дома я задумался о том, как использовать каникулярное время с пользой. Не терять драгоценное время, чтобы помочь детям в экспрессивном формате дополучить недостающие знания, навыки и компетенции. То, что не успевает дать система за время нахождения детей в сиротском учреждении. Когда одна задача налагается на другую и нет времени все это оценить, понять и переформатировать. И в этом смысле каникулярное время самое эффективное. Это около ста двадцати дней в году, когда было бы возможно внести в привычный ритм жизни детей новшества, которые будут полезны уже потом.

Учитывая то, что есть два формата каникул – короткие и продолжительные, весьма важно использовать оба формата. Короткие для небольших форматов, но с учетом того, что делали до этого в рамках семинаров и летнего отдыха, когда по сути, можно увидеть результаты работы в течение года. Собрав детей в летние каникулы на городской базе, можно понять недоработки и внести коррективы в работу на будущий год. Сфокусироваться на общих так и на отдельных проблемах. Но для этого необходимо сверстывая план работы на год, вносить новые видения и поправлять то, что заметили во время работы с детьми в течение года.

В рамках подготовки адаптационных лагерей крайне важны те, кто будут работать с детьми – специалисты. Обученные, подготовленные и понимающие цели и задачи. Не просто человек с психологическим образованием, а человек, понимающий проблемы детей-сирот и готовый к том, что придется действовать в непривычной обстановке. Ведь приведение детей из детских домов в норму распорядка требует около недели или даже двух. Их «штормит» от новых не привычных требований, у многих тех, кто с ними работает не хватает сил и ресурсов выдержать этот шторм. Но это объективная причина, которую необходимо принять и обязательно ее отработать, так, как только после этого возможно что-либо донести до детей качественного. Давать выполнять ответственные задания, быть в рамках команды, нести личную ответственность за то, что реализует команда. Ко всему этому необходимо готовиться и готовить тех, кто будет работать в рамках адаптационной смены.Продолжение следует..

Ваш,Гезалов А.С

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.