Русская рулетка для сироты
Русская рулетка (также гусарская рулетка) — экстремальная азартная игра. По стандартным правилам игры в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок. В разных модификациях количество патронов в барабане может быть различным, от одного до пяти (так как обычно предполагается шестизарядный револьвер). В обычных азартных играх для имитации русской рулетки используется игрушечный револьвер. Количество смертей от этой игры неизвестно.Выражение «русская рулетка» иногда применяется в переносном смысле для обозначения неких потенциально опасных действий с труднопредсказуемым исходом, а также для обозначения храбрости, граничащей с безрассудством. (Материал Википедии)
Проблема адаптации сирот всегда стояла в России очень остро, даже тогда, когда отношение к сиротам было более лояльным, нежели сегодня. Процент устроившихся в жизни сирот в прошлом был гораздо выше, чем сейчас. Многие состоялись, обрели семьи. В наше время все гораздо сложнее, отношение к сиротам колеблется от жалости до брезгливости. Одни считают их детьми алкашей и открыто презирают, другие сторонятся, третьи пытаются им помочь, но часто тем самым мешают набивать им шишки, без которых не сложится жизненного опыта.
Несамостоятельность сирот стала уже легендой, но откуда она происходит, задумываются немногие. В советское время государство худо-бедно выполняло перед выпускниками детских домов свои обязательства. Система сопровождения какая-никакая существовала, потому что была гражданская ответственность отдельных сотрудников учебных учреждений, опек, общественников-добровольцев, оказывающих помощь в свободное время. Да и простые граждане были не чужды этой теме. Сейчас чувство гражданской ответственности сошло на нет. Для многих сирот вопрос выживания в обществе стоит куда острее, нежели их товарищам по несчастью десятки лет назад. Ведь существует много факторов, которые формируют успешность того или иного сироты.
Часто таким фактором становится случайная встреча с каким-то интересным человеком, который сможет увлечь ребенка, отдать частичку времени, показать жизненные ориентиры, направить, наставить. В меняющемся обществе, СМИ, системах ценностей и отношениях между людьми ориентир без умного и тактичного наставника ребенку трудно найти верный жизненный путь. Ведь система жизненных вызовов ломает и взрослых людей, а тут — сирота, человек без корней и истории (от которой он часто сам же и отказывается). Сложно и домашним детям, но сироты имеют гораздо больше проблем и пробелов в жизненных знаниях, низкий уровень компетенций, низкий уровень образования. С таким грузом сегодня крайне сложно самореализоваться. Кроме того, сироты совершенно не знают основ семейной жизни, правил поведении и культуры жизни. Это тоже влияет на адаптацию и успешность в будущем при создании семьи и поиске своего пути по жизни.
Мир в душе
И один из главных моментов успешности для сироты — это умение ладить с самим собой и своими эмоциями и знать, что это Рубикон, пути назад нет. Потому что если домашний ребенок захочет вернуться домой, он может это сделать и начать все с начала. Сироте начать с нуля куда труднее, чаще невозможно. Из-за этого сироты часто отказываются от своего прошлого, отбрасывая его как ненужный атрибут. А между тем, умение использовать прошлое позволило бы им успешнее пройти те или иные проблемы, найти работу, устроиться в жизни. К примеру, из сирот получаются отличные психологи, конфликтологи, психотерапевты, наблюдательные и усидчивые охранники, официанты, бармены, — то есть им подходят профессии с использованием того, что заложено в них за время пребывания в детском доме. Часто сироты не хотят говорить о том, что они росли в детском дома, считая, что это может повредить им. Они боятся неверного восприятия, забывая и не желая понимать, что это их история, их детство, и с ним необходимо жить и считаться. Нельзя бояться того прошлого, которое есть — ведь другого уже не будет.
Иждивение и конфликтность как фактор неуспешности
Важный момент заключается и в том, с каким мировоззрением сирота выходит за ворота детского дома. Если у него в голове сохраняется самоидентификация «бедного сиротки», которому все вокруг должны, то тогда адаптация становится русской рулеткой наоборот — в барабане не хватает только одной пули. Существует лишь небольшой шанс для успешной адаптации, которым сирота либо воспользуется, либо нет. Чаще это приводит к неуспешности. Если рядом есть человек, который сумел разбить его требовательную «сиротскую машинку», то вектор жизни такого удачливого сироты будет иным, нежели у того, кто эту машинку в себе лелеет, как ресурс для добывания ресурсов. А если такого человека рядом не окажется? Даже если сироте дано жилье или кто-то похлопотал за него перед работодателем, внутренний выстрел «иждивение» со временем сработает в нем, даже не прокручивая барабан, потому что не он сам решил тот или иной вопросы. Успешность зависит и от того, насколько дружелюбен выпускник детского дома к тем, кто начинает его окружать: сокурсникам, комендантам общежитий и сотрудникам учебных заведений. Ведь известно, что часто сироты не желают решать конфликты иначе, как убегая от них или, что чаще, напротив, целенаправленно идя на него, чтобы попробовать занять доминантную позицию способом, который хорошо работает в детском доме.
В среде людей, выросших в семьях такое поведение приводит к очередным разочарованиям. Конфликтный сирота будет выдавлен из системы «на раз». Привыкшие жить в тесном контакте друг со другом сироты не умеют жить в ином ритме без обязательств и привязанностей. Сироты дружат часто с первым встречным, потому что так научился в детском доме — все приходящие и живущие рядом люди спонсоры и друзья. Это чудовищно мешает ему в самостоятельной жизни: ведь у каждого есть личное пространство, границы. Сирота их не чувствует и вообще не знает, что они есть.
Веселый взгляд на жизнь и вера
Также важно, чтобы у сироты был позитивный настрой на жизнь. Умение воспринимать разные ситуации с юмором, терпением и смирением также полезны и спасительны. Потому что если, к примеру, у выпускника детского дома нет жилья, но он понимает, что это временная трудность, то тогда бытоустройство не будет его так огорчать, а значит, он сохранит духовное равновесие. Он пойдет работать, снимать жилье, при этом бороться за жилье которое государство обязано дать по закону. Он не будет занимать выжидательную позицию, а просто будет жить с тем, что есть под рукой. Внутренняя успокоенность, уверенность в том, что жизнь такая какая есть, один из важных факторов выживания и успешности. Трудно ребенку, выросшему без любви, обретать это состояние даруемое только родителями. Его необходимо обретать через веру в Бога, веру в правду и любовь к ближним. Это сложно, но спасительно. Часто именно в Церкви ребенок-сирота успокаивает свой воинствующий дух, потому что там есть Любовь, там есть и Мать и Отец. Это обретение очень важно для самоидентификации себя как нужного Кому-то. Я знаю несколько священников прошедших детский дом, состоявшихся в лоне Церкви, — замечательные люди.
Трудная любовь
Крайне важно, чтобы рядом с ребенком — выпускником детского дома оказался человек, осознающий что сироте надо, а что для него будет пятым колесом. Непониманием этого частенько страдают наши благотворительные организации, берущие на себя все и вся за сироту: оберегая его от всех и вся, бегая за него по инстанциям. Это тоже пуля в рулетке, она может выстрелить тогда, когда жизненные обстоятельства все же заставят сироту делать ответственные решения и застанут его врасплох, а опциональная компетенция будет не в его руках. Его спасение будет в руках тех, кто будет в это время проводить благотворительный танцевальный марафон в детском доме. И какой выбор будет им сделан, известно уже только Богу. Вопрос умной помощи крайне важен, ибо в этом скрывается будущая успешность ребенка из детского дома. Вовремя убранная ладонь-костыль позволит ребенку расправить крылья и полететь, ища свой путь и свою дорогу. Так у сироты появляется шанс состояться, и рулетка неустроенности его минует. Дай Бог.
Между тем: Недавно один благотворительный фонд вывез сирот из своего региона в Москву, чтобы поговорить с ними об их трудоустройстве. Мало того, что детей вывезли на территорию, где они не будут жить, мало того, что были созданы неестественные условия для решения этого вопроса — их вывезли, чтобы позвать других поглазеть на них.
Никто не спросил и не спросит сотрудников фонда, а почему бы им не обучить самих сотрудников детского дома навыкам и знаниям, которые им необходимы, чтобы обучить сирот умению искать работу в местах проживания. Потому что социальной ответственности нет (сироты же «общие»), да и кто ее может оценить и замерить? Зачем выдергивать сирот за сотни километров, от места, где им искать свою дорогу и свои будущие предприятия? А потому что вывезенный «зоопарк сироток» соберет и деньги, и СМИ, и PR-очки. Умная ли это помощь? И помощь ли вообще? Не уверен.
Руководитель проекта Александр Гезалов