Семинар «Умный чемодан» в детском доме

Семинар «Умный чемодан» в детском доме

17.07.2020 Проекты центра 0

Умный чемодан. Семинар с таким названием прошел в эти выходные в Быковском детском доме. Тема этой встречи — подготовка сирот к будущей самостоятельной жизни. Ни для кого уже давно не секрет, что часто выпускник детского дома не может оценить своего социального капитала, так как в рамках детского дома у него нет такой необходимости, это не влияет на качество жизни, а всю ответственность за принятие решений несет государственная система. Дети-сироты чаще всего не способны даже сформулировать то, чему они научились за время нахождения в детском доме, самоиндефицироватся, презентовать себя, например, при устройстве на работу, контакте с другими людьми.

Но и того «чемодана знаний», который сирота получает в рамках сиротского учреждения. К примеру, одной из форм взаимодействия являются, так называемые, воспитательные часы, когда ребенок опять же находится в режиме «благополучателя», он получает информацию в одностороннем порядке, без использования игровых техник, медиации. Да и специалистов, способных в работе предложить в корне иной подход, в нынешних детских домах просто нет, как часто нет и иных форм активации сознания, поиска моделей будущей жизни, через семинарскую и иную деятельность. Но нельзя обвинять в этом педагогов, так как все эти моменты изначально должны учитываться в самой государственной системе подготовке сирот к самостоятельной жизни от самого начала, когда ребенок только входит в эту нее, и до конца, когда уже выходит из в новое незнакомое жизненное пространство. И, чем больше в нем будет универсальных знаний, опций, приспособлений и пониманий, тем проще он будет адаптироваться к самостоятельной жизни.

Программа «Умный чемодан» построена по весьма простому принципу, когда медиатор (ведущий) системно, поэтапно достает из принесённого «умного» чемодана ценностные ориентиры, которые в иной жизни воспринимаются как норма, но в рамках сиротской системы просто не видны и их сложно принять и осознать. Ведь когда у человека, а тем более ребенка, есть недостаток в информации и универсальных знаний, наступает момент, когда он либо готов идти на сотрудничество, либо наоборот бежит от «проблем».

Вот детям показали фотографии из прошлого нашей страны, сконцентрировав их внимание на том, что у всех есть прошлое и оно по-разному фиксируется. Вот ведущий семинара достает из чемодана небольшую иконку, разъясняя детям важность терпения и смирения перед трудностями через веру. А вот уже детская игрушка на манипуляторе пытается поднять и поддержать «семейный бюджет», который необходимо планировать и формировать. Далее вызванные участники из числа сирот присверливают к доске дверную цепочку, вешают детский светильник. Участвуя в этой нехитрой, на первый взгляд, деятельности, дети получают новую информацию, наблюдают за активностью других детей, и сами желают включиться в процесс получения новых знаний. Награды деда, прошедшего войну, так же наталкивают на мысль ценности жизни и места каждого в деле созидания ради нашего Отечества. Далее дети получают из «умного чемодана» новые задания: справиться с головоломкой, с завязанными глазами определить пол другого участника процесса, показывая через владение футбольным мячом, жонглируя им, что для достижения положительного результата нужен труд и длительные тренировки. Помимо этого, дети-сироты подготовились к семинару, прочитали книгу «Соленое детство» Александра Гезалова, изучили пособие «Просто о сложном».

После прочтения дети написали сочинение «Мое будущее». Пусть с ошибками и не всегда ровным текстом, но старательно с мыслями о будущем. Их же руками были сделаны стенды «успешности», когда они поработали с информацией о бывших выпускниках сиротских учреждений, которые состоялись часто «вопреки».

В ходе семинара — хотя это больше и не семинар, а полезная и теплая встреча — дети пели песни собственного сочинения, читали стихи. Важным показателем является то, что в течение трех часов дети слушали, принимали информацию, активно включались во взаимодействие с ведущим и друг с другом. Часто сироты не могут долго усидеть на месте. И только по-настоящему интересное и важное занятие может удержать их внимание. Одна из воспитанниц, почти слепая девочка, играла на гитаре и пела, заработав свои первые в жизни 100 рублей. Их она планирует положить на счет телефона. Тем самым и она, и другие дети увидели, что когда у тебя есть определенные знания и умения, ты всегда сможешь найти работу, прокормить себя и семью.

Еще воспитанники участвовали в создании «Дерева успешности». Рисовали корни — это образование, здоровье, культура, понимание, ствол — стремление созидать, трудиться, листья — это информация, а ягоды — это дети, семья, работа. Дети сами пришли к выводу, что одно из главных достижений в жизни — это семьям и дети. После разбора «Умного чемодана» в очередной раз укрепилось понимание, что для выпускников детского дома важно в первую очередь выйти в иную жизнь не с пособиями, чемоданом вещей и обуви, а с чемоданом знаний. Эти знания и навыки позволят им не прогибаться перед трудностями, ведь это и есть успех работы всех субъектов заботы. Крайне важно, чтобы такие семинары и встречи были не одноразовыми, а составляли постоянно работающую систему адаптации сирот.

Успешные дети — успешная страна!

Заказать семинар можно на сайте: https://nastavnik-gezalov.ru/

Команда Наставнического Центра

88007001684

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.