Социальный экзамен…

Социальный экзамен…

02.05.2023 Полезно знать 0

Социальный экзамен – проверка на социальную зрелость

Каждый год из стен детского дома выходят сотни выпускников, которые сразу же обжигаются новой жизнью, сталкиваются с новыми вызовами и проблемами. Нередко сразу же попадают в малые и большие сложности. Могут не понять возникшей проблемы, принять решения, за которым может стоять новые проблемы. Как подготовить выпускников к тому, что им придется столкнуться с тем, с чем они не знакомы? Наиважнейший фактор социализации наличие навыков и умений относительно будущих неизвестных сложностей, но с которыми успели поработать в рамках детского дома. Ведь довольно часто с детьми просто играют, делают ролевые квесты, но пока ребенок сам не выполнит некоторые действия за порогом сиротского учреждения, все эти игры останутся в памяти играми. Да и правила этих игр таковы, что сирота все равно находится в позиции принимающего эту самую игру, со своим статусом и багажом знаний. Чем больше сложностей в системе, тем проще будет встраиваться в новую среду обитания.

Чтобы изменить уровень подготовленности ребенка к самостоятельной жизни необходимо проводить замеры его жизнестойкости на входе в детский дом, так и тогда, когда он будет покидать сытый детский дом. Ведь без этого изучения накопившихся проблем, невозможно выстроить умную стратегию жизни, без которой очень сложно устроиться в новую среду обитания. Нужно не играть с ребенком, а максимально приблизить его к тому, что станет нормой его жизни — принятие проблемы, ее рассмотрение и принятие адекватного и законного решения. Исследование развитости личности также необходима и для принимающей стороны, чтобы точно знать, какие болевые точки имеет явившийся к ним социальный клиент. С чем необходимо работать, чтобы исправить ситуацию? Какие применить новые технологии, чтобы подготовить выпускника к тому, с чем он малознаком.

Важно все. И социальный статус в детской иерархии, наличие бойцовских и иных качеств, умения принимать решения, ответственное отношение к тому, что необходимо выполнять. Система не успевает предложить ребенку ответы на вопросы, которые возникают у него в период взросления, и чем меньше ответов, тем больше вопросов возникает потом. И чтобы это «потом» было успешным, необходимо показывать модель этой самой успешности. Не в гуманитарном плане, наличие квартиры, машины и даче, а личного осознания себя как руководителя своей жизни. Капитана судьбы. То самое, что позволит воспринимать временные трудности объективно, жить в рамках имеющихся ресурсов, стремиться к самопознанию, выращивать в себе новые корни жизни — знания и устремления. С чем у выпускников сиротских учреждений большие проблемы, волевая сфера нарушена, навыков выживания нет, нет качественной оценки происходящего, оценке собственных ресурсов для преодоления трудностей.

И для решения данной проблемы несколько лет назад, я предложил проводить социальное ЕГЭ (социальный экзамен), который бы показывал уровень различных фаз зрелости и готовности выпускника детского дома. Не образовательный, а именно социальный, чтобы показать, как система подготовила выпускника к будущей жизни, какие есть пробелы, что можно поправить. Сам выпускник встретится с собой, узнает о своих возможностях и не возможностях, успеет что-то подправить. Настроить то, что не успели настроить. Такие замеры необходимо проводить не только у подростков старших классов, но и у детей младших, снижая планку заданий по их возрасту.

Социальное ЕГЭ проводится в режиме очной встречи, когда воспитанник или выпускник тянет билеты с устными или практическими заданиями. Причем устных должно быть как можно меньше, чтобы дать выпускнику проявить себя. Вопросы образования, бытоустройства, здоровье сбережения, отношений к тем или иным общественным явлениям.

Важно изучить мышление в критических ситуациях, с которыми выпускник не сталкивается в рамках системы. Те проблемы, которые возникнут после окончания сиротского учреждения. Особое внимание уделить разбор отношений с людьми, которые будет знаковыми в будущей жизни: коменданты общежитий, сотрудники опеки, полиции, преподаватели в учебном заведении, одногруппники в новом учебном заведении.

Иногда полезно в макете дома расставить правильно мебель, обратить внимание на цену того, что необходимо купить первым. Показать, как выпускник умеет работать с шуроповертом, или даже приготовить простой салат. И что важно, исследовать умение заполнять различные документы, резюме для работы, заявления на получение жилья, исковое заявление. Все то, что потом поможет безболезненно вжиться в новую среду обитания. Замерит уровень резилинса, покажет, что еще может поправить система, чтобы из детского дома выходил готовый к жизни человек. Гражданин. Созидатель. Автор своей судьбы.

Продолжение следует..

Ваш, Гезалов Александр

Подпишитесь на рассылку новостей!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.