Наставник живёт на разных этажах
В Instagram-аккаунте @psychologisation, в День спонтанного проявления доброты — 17 февраля, состоялась беседа нашего психолога Анастасии Вайсбанд с Александром Гезаловым о социальном наставничестве. Говорили о том, что такое наставничество, как готовиться к тому, чтобы стать наставником, и какие могут быть на этом пути преграды.
Александр посоветовал начинающим наставникам прочитать повесть «Ночевала тучка золотая» и посмотреть фильмы «Блеф, или с Новым годом!», а также «Джон» о влиянии кратковременной разлуки с родителями на психику ребенка. Начался разговор с того, как важно иметь опыт общения с людьми из разных социальных групп: будь то сироты, бездомные или женщины в колониях. Спектр наставничества очень широк.
Только имея опыт, можно распознать, где манипуляция, а где человеку действительно нужна помощь. Нужно понимать, что наставник — это не ангел, это человек, который движется рядом. Прежде чем стать наставником, нужно честно задать самому себе вопрос: «А зачем мне это надо?» и поспрашивать у других. Понимать целеполагание.
Очень важно, чтобы у наставника с социальным клиентом были доверие и понимание. Задача наставника — научить жить, стремиться к жизни и личностной саморефлексии.
Александр привел в пример несколько кейсов из жизни выпускников детских домов: о важности понимания их статуса и поведения в тех или иных ситуациях, о том, с какими трудностями они сталкиваются: образование, работа, жилье, половая грамотность и т.д. Нужно тщательно подготовиться к наставничеству, но дойти до цели получится не всегда. Чтобы стать наставником, желательно начинать общаться с ребенком за 3-5 лет до выпуска из детского дома.
Наставник должен работать на разных уровнях: составлять индивидуальный маршрут подопечного, общаться с администрацией учреждения, воспитателями. Система детских домов не всегда принимает наставников, которые начинают «прогревать» ребенка через личностный подход. Часто очень сложно убедить учреждение, что эта помощь нужна и полезна. Например, когда в колонии привозили гинеколога или психолога, сотрудники отнеслись к этому с недоумением.
Наставничество — это не добровольчество, а служение. Это бойцовский путь, который можно пройти только через определенные мытарства, когда двое сцепляются вместе и идут дальше «одной связочкой». Но именно наставничество может объединить человека, который ест дорогой десерт в московском кафе, с женщиной из колонии, которая выйдя оттуда на свободу, будет ЖИТЬ: устроится на работу, научится играть на гитаре, а не останется озлобленная на весь мир.
Наставник не должен смотреть на социального клиента сверху, он такой же ошибающийся, далеко неидеальный человек. Но все время протягивающий руку. Это человек, готовый расширить горизонты другого человека, помочь ему выйти за рамки его привычного видения и состояния, взять за него ответственность. Встреча наставника с социальным клиентом и участие наставника в его жизни, остаются в сердце этого человека навсегда.
Подпишитесь на рассылку новостей!