Публичное выступление
Публичное выступление — инструмент успешности НКО
Одной из наиболее острых проблем, которые хотелось бы выделить в работе общественного сектора является неумение лидеров НКО хорошо и качественно публично выступать. Одинаково плохо они смотрятся на телевидении, радио, публичных слушаниях. Связано это с тем, что лидеры НКО часто не обучаются это важному инструменту, который не только помогает найти тех, кто может помогать организации-спонсоров, но и донести до чиновников и власти информационный посыл, за которым стоит влияние на внешние, так и внутренние процессы.
Большинство же общественников так и не учатся это важному моменту, искусству публичного выступления. Безусловно, этому надо учиться, знать законы и подводные камни, техники общения с аудиторией, понимать выступления, его фазы, и знания переключения слушателя на новые ориентиры. Все это важно не только с точки зрения восприятия, но и того, что останется в головах тех, перед кем выступал общественник. Или это будет фразы, слава Богу, все закончилось, или фраза в этом много чего есть, буду думать, как что-либо изменить и как идти дальше. То есть важно оставить след в умах, сердцах тех, кто находится в аудитории и зрительном зале.
Лично мне повезло, я получил режиссерско-актерское образование, а значит, владею техниками вербального и невербального контакта. Этому учат несколько лет, и это дает качество и новые навыки и умения. И публичное выступление, лично для меня, стало наиважнейшим инструментом донесения новых трендов общественного сектора, общения с чиновниками любых уровней. Ведь помимо просто умения говорить, есть еще и раздельность речи, тональность, общение со слушателями посылами и апартом (умение отстранённой реакция на действие партнера по сцене на зрителя). Да и опыт выступлений так же помогает быть на коне, часто многие общественники этим гнушаются, но где еще можно научиться хорошо и качественно выступать, если только не через постоянные тренировки и контакты.
Хотел бы поделиться собственным опытом выступлений перед различными аудиториями, потому что каждый раз готовишься именно под нее. Учитываешь и уровень подготовки к восприятию того или иного материала, возраст, преобладание женщин в аудитории или мужчин. Оцениваешь саму аудиторию, в рамках которой придется выступать, и принимаешь решение исходя из многих факторов, в том числе и наличие или отсутствие оборудования и т.д. Все это влияет на восприятие, так как если выступление будет правильное по посылу, то аудитория не заметит место, где идет выступление, настолько она будет захвачена материалом.
Важно учесть и время, которое отведено для проведения семинара. Если это два часа, значит, необходимо темпо ритмический рисунок выступления выстроить таким образом, чтобы аудитория была готова к тому, что за десять минут до конца выступления было ясно, материал пройден, совсем скоро опуститься занавес. Если выступление длится более шести часов, необходимо продумать умелые переключения слушателя с общего контекста, к чему то частному, к примеру приводя истории из жизни, или практики, чтобы зрительское восприятия не уставало от однообразности донесения материала. Периодически можно подшучивать над собой или своей практикой, иронизировать над некоторыми успехами, чтобы слушатель почувствовал равенство, между выступающим и собой. Это крайне важно.
Также в зале всегда есть люди, заряженные на разговор здесь и сейчас, они нетерпеливы и ждут возможности что-то сказать, показать свой опыт. Опытный выступающий находит их уже в самим начале выступления, и, понимая, что они могут стать или партнерами или оппонентами, старается сделать их первыми, иногда оперируя утвердительными кейсами к ним, чтобы немного охладить их желание вступить в перебранку или начнут показательные выступления собственной самодостаточности. В моей практике это иногда бывало, но чаще всего это люди возрастные, с орденскими планками, которые как им кажется все уже в жизни знают, и выступления молодых специалистов для них не всегда комфортно. Поэтому часто применяю технологию включения процесс общения их, иногда давая сказать им слово, не короче одной фразы, тем самым остужая и разряжая атмосферу. Бывают и молодые люди, которым так же не терпится показать свои достижения, тогда понимая, что они могут начать елозить на стульях от нет нетерпения, вводишь регламент, предлагая им сделать свои выступления после моего. Это всегда благосклонно воспринимаются, и молодежь ждет своего часа.
Подводных течений во время выступлений много, всех их предусмотреть просто невозможно, но ведущий, просто обязан быть готовым к любым изменениям, чтобы главное, ради чего он встал перед аудиторией, было выполнено. И в процессе общения понимал, чем и как живет аудитория. Придерживался определенного ритма, не говорил не каркающим языком, а если в этом есть проблема, мог подтянуть ее через дополнительное обучение. Потому что у многих лидеров НКО, возможности часто выступать нет, а значит надо «тренироваться на кошках».
Я намеренно упускать и иные факторы, влияющие на восприятие выступающего, это и одежда и макияж девушки, прическа и так далее, все это важно. Ну и про умение во время выступления «спрятать руки», и поворот головы и т.д. Все это влияет на результат, к которому общественники обязаны, стремится, ведь помимо дел есть еще и слово, главный инструмент общения людей, чиновников, представителей СМИ и бизнесам. Как им сказать и что зависит от нас.
Пойти курс обучения менеджменту управления НКО можно здесь
Гезалов А.С.
Подписаться на рассылку новостей Центра: