Прошли концерты в колониях Владимирской обл.

Прошли концерты в колониях Владимирской обл.

01.02.2022 Отзывы 0

Позади неделя концертов нашего дуэта — Виктор Воронов &Татьяна Елецкая — в ИК (исправительных колониях) Владимирской области. Организаторы — АНО «Наставнический центр Александра Гезалова».

Для благотворительных организаций тюремное служение — одно из самых сложных по всем параметрам направлений работы. Более того, есть те, кто считает, что «сотрудничество с ФСИН» — чуть ли не безнравственно. А кто-то и без всяких «чуть» резко осуждает. Ибо, с их точки зрения сотрудничать с ФСИН недопустимо, а особенно после недавних громких пыточных дел и разоблачений — так и подавно.

Но Центр упорно гнёт свою линию: «Наше дело помогать конкретным людям вне зависимости от того, где они находятся и почему они там оказались.» Одна из форм помощи — это как раз концерты, которые можно назвать арт-терапевтической работой.

Как говорит об участвующих в этой деятельности музыкант и автор песен Павел Федосов: Все мы «терапевчие». Для Центра же не подлежит сомнению необходимость встреч «сидельцев» с настоящей поэзией, музыкой, интонацией. Он и себя самого считает во многом обязанным песням Высоцкого, Визбора, Дольского, Окуджавы.

И он уверен, что без этих песен не только не состоялся бы, как личность, как общественный деятель, но и вообще не выжил бы после детдомовского своего бесприютного детства. Именно эти песни дали ему внутреннюю опору и помогли сформировать нравственный стержень. Из своего детдомовского выпуска он уже давно практически единственный, кто жив. И единственный, кто состоялся в жизни во всех смыслах.

Именно потому Наставнический Центр считает своим долгом делать всё возможное, чтобы такие песни звучали и в сиротских учреждениях, и в местах лишения свободы, где изрядную часть сидельцев составляют именно детдомовцы… И неустанно привлекает к этой работе своих поющих друзей. Более чем известный певец Александр Ф. Скляр, оперная певица Яна Иванилова, Павел Федосов, вот и мы теперь в этом ряду.

Для меня нет сомнений в правоте наших добрых дел. Ещё студентом педвуза, по предложению нашего преподавателя психологии, я пел в колонии для несовершеннолетних. Психолог же проводил свои исследования, и они показывали, что после наших песенных встреч у ребят были явные положительные изменения, явно снижался уровень агрессии и т.д.. Это был 1980 год, термин «арт-терапия» в ходу ещё не был…

В нашем дуэте важнейшую роль играет ханг (он же хэнд-пан), которым мастерски владеет Татьяна Елецкая. Волшебное, какое-то неземное, звучание этого достаточно редкого инструмента давно используется в психотерапии, в медитативных техниках. И восторженное восприятие слушателями его звучания как в песнях, так и в сольных номерах на этих концертах было неизбежно.

И после каждого концерта отдельно благодарили именно за звучание ханга. В своё время бард и педагог Владимир Ланцберг ввëл в обиход термин «педагогическая песня». Многие психологи говорят о психотерапевтическом и социотерапевтическом воздействии песен и музыки. И это всё о том же, что в одной из своих песен безупречно сформулировала бард и поэт Новелла Матвеева:

«Властью песни быть людьми Могут даже змеи, Властью песни из людей Можно сделать змей.» (1958 г.)

Именно потому мы готовы петь и в колониях, и в домах престарелых, и в детдомах (которых якобы теперь нет, но они никуда не делись, просто переименованы). Ведь песни поются не для ФСИН, РосСиротПрома или прочих собесов, а для людей. Которые попали в эту систему, в эту ситуацию. Но, в любом случае — это люди. И музыка, слово и интонация для них столь же близка и необходима. Полковник из ГУФСИН, курировавший наши выступления, на прощание сказал: «Как бы хорошо было, если бы вы смогли приехать на 8 марта, дать концерты в женских колониях!

«Всё, что мы смогли ответить:

«Мы бы рады. Но всё зависит от возможностей нашей организации»

К сожалению, сбор средств на организацию подобных концертов — более чем сложен. Да и даже на помощь Дому ребëнка при женской ИК — и то более чем непросто. Меж тем — в конечном итоге мы все, так или иначе, живëм в общем пространстве. И как и когда наша помощь отзовётся для нас же — нам не предугадать.

Постскриптум:

В конце 80-х на теплоходе Владивосток-Корсаков возвращались мы поющей компанией с фестиваля «Приморские струны», тогда крупнейшего Дальневосточного. В «авиасалоне» теплохода нашим попутчиком оказался парень, возвращавшийся из мест заключения. Он дремал, на ступнях была наколка «они устали», на веках наколота надпись: «Не будить»…

Некоторые в нашей компании сразу напряглись, а он, проснувшись и внимательно нас осмотрев, внезапно обратился ко мне: «Виктор Геннадьевич, всё будет нормально, пусть расслабятся ваши.»Я, естественно, спросил: «Ты кто? Не могу узнать…»На что он ответил: «И хорошо, что не узнаете, мне и без того неловко перед вами. Единственное, что скажу, если бы я не оказался с вами в походах, не пел бы с вами песни у костра, сидеть бы мне за убийство. А так — отсидел я за грабёж.»

«Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,

—И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…»

(Ф. И. Тютчев, 27 февраля 1869)

И добавить мне к этому нечего, кроме одного — помогайте помогающим.

Поддержите деятельность АНО «Наставнический центр Александра Гезалова»;

https://nastavnik-gezalov.ru/campaign/tyuremnoe-sluzhenie/

Ваши Виктор Воронов & Татьяна Елецкая.

Подписаться на рассылку новостей Центра:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.