Новое эссе-размышление о наставничестве

Новое эссе-размышление о наставничестве

18.12.2021 Центр наставничества 0

Новоселова О. А., учитель

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья им. Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района»

В своём небольшом эссе, я хочу поразмышлять над вопросами: что такое наставничество? Какова роль наставника в жизни воспитанника с ограниченными возможностями здоровья? Нужно ли наставничество сейчас, в эпоху быстрой информации, опережающей запрос в Интернете и предоставляемой по первому клику?

Возможно, что эти вопросы задавались задолго до меня, и на них находились ответы.

В настоящее время активно формируется опыт социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе наставничества.

Понятие «наставничество» имеет древние корни и ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, быть образцом для подражания. Понятие «наставничество» в русском языке обращает нас в первую очередь к православной традиции, когда духовник-священник, принимающий исповедь, считается духовным наставником верующего.

Уже 3 тысячи лет тому назад в первых школах Междуречья в основу обучения был положен принцип следования примеру старших – будь то написание клинописных книг, изучение математики, работа в библиотеке царя Ассура, либо занятия по культуре. Именно старшие, опытные наставники направляли воспитанников – наставляли.

Философы с давних времён пытались определить основные задачи деятельности наставника. Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю».

Считается, что понятие «наставничество» приобрело своё современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодёжи. Как правило, наставниками становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом.

Наставничество – это планомерная работа по передаче навыков, жизненного опыта своему подопечному. Отдавая знания, опыт, силы, время, он – в очередной раз анализирует и взвешивает свой путь, более чётко видит то совершённое в жизни, к чему стоит стремиться. Только наставник, не вмешиваясь, беседой, вопросом, собственным опытом может поднять ученика над ситуацией и показать ему действительность – смотри, думай, выбирай!

С уверенностью можно сказать, что любому подростку на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и пугающие вопросы, помочь, принять его таким, каков он есть, и в прямом смысле наставить на путь. Таким человеком может быть учитель. Именно его с древнейших времён называют наставником, человеком, который открывает глаза на истину, советует и направляет, не забывая поддерживать. Наиболее частой темой для разговора между наставником и подопечным является учебная деятельность, ближайшие планы, хобби, вопросы личного характера. При беседе с наставником у ребёнка реализуется потребность в обсуждении событий собственной жизни, их анализе.

Учитель, воспитатель – наставник может сыграть неоценимую роль в жизни воспитанника. Учитывая его интересы, желания и способности наставник может помочь овладеть ему новым социальным пространством, новыми видами деятельности, получить новый опыт. Убеждения и позитивный личный опыт, моральная поддержка и укрепления веры воспитанника в свои силы и возможности, вовлечение его в интересную деятельность будет способствовать расширению их социальных связей и контактов, обогащать коммуникативный опыт, формировать социально-одобряемые формы поведения. Мы как наставники получаем возможность обогатить свой опыт практикой заботы и общения с воспитанниками школы-интерната.

Очень важно дать понять ребёнку, что ты не стоишь на вершине той самой горы, на которую ему только предстоит взобраться, не увлекать его на путь, уже пройденный тобой, а дать возможность сделать это самостоятельно: найти свою «гору», свой путь к успеху. Главное – сам! Моя задача, как наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать, помочь воспитанникам с ОВЗ найти свой путь в жизни или хотя бы проложить начало этого правильного пути. Мы часто общаемся на разные темы, я пытаюсь помочь им советом в трудных ситуациях. Хотя, иногда ловлю себя на мысли, что в некоторых жизненных сферах, они намного опытнее, чем я. Наставничество – занимательный процесс, когда ты не только сама даёшь советы для решения различных жизненных задач, но и учишься у воспитанников сама.

Каждому в нашей жизни, тем более ребёнку с ограниченными возможностями, воспитаннику школы-интерната нужен человек, который сможет в трудную минуту стать поддержкой и опорой, сможет протянуть свою руку и просто помочь. Знать, что ты кому-то нужен и важен, что кто-то может ждать твоего совета – бесценно!

Таким образом, наставничество – одна из форм социально-педагогического сопровождения воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В зависимости от обстоятельств и задач наставничества можно говорить о разных его видах: дружеское наставничество, наставничество в жизни, индивидуальное наставничество, наставничество в группе, наставничество с помощью интернета и электронной почты.

Благодарим сотрудников школы-интерната за такие развёрнутые эссе. Возможно кому то это поможет определиться с профессией или стать добровольцем наставником ребёнку из детского дома в своём регионе. Сделать это просто :

— пройдите обучение основам наставнического сопровождения воспитанников и выпускников детских домов бесплатно на нашем сайте ;

— получите сертификат ;- приобретите авторские, методические пособия Александра Гезалова ;

— найдите того, кому нужен наставник;

— станьте наставником ребёнку сироте или выпускнику детского дома.

Все об обучении здесь :https://nastavnik-gezalov.ru/vse-zanyatiya-v-centre…/

Если есть вопросы, звоните 89015460100 или пишите нам на наш и-мейл gezalovcenter@yandex.ru

Команда Наставнического центра Александра Гезалова с августа 2020 г.

Подписаться на рассылку новостей Центра:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.