Интервью для журнала «Деловой Петербург»
Стать автором своей судьбы
Александр Гезалов, директор автономной некоммерческой организации социальной реабилитации детей-сирот и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Наставнический центр Александра Гезалова», объяснил корреспонденту «ДП», зачем бизнесу помогать детям из социальных учреждений, и как это правильно делать, чтобы дать ребенку ключ к его будущей жизни.
ДП: Вы говорили на круглом столе в «ДП», что детей-сирот учат «махать ложкой и танцевать, на выходе получается подросток, который уверен, что ему все должны»… Воспитательная система ведь не один день складывалась. Почему она такая получилась?
— В советское время считалось, да и сейчас считается, что в основе воспитания ребенка должны быть трудовая повинность. Но в начале 2000-х был принят закон, запрещающий детям в социальных учреждениях работать. Все за них делали нянечки и другой персонал. Воспитывался ребенок, который все получал – питание, уход, развлечение. Воспитывался иждивенец, потребитель. Это произошло лет 10 назад. Это привело к полной жизненной дезориентации. Ребенок ни в чем реальном не участвует, только в праздниках, танцах, развлечениях и получении подарков от внешних данайцев.Но ведь это же делалось с благой целью. У ребенка в детском доме хватало страданий.
— Да, когда в советское время была трудовая повинность, в нашем детском доме, например, было свое подсобное хозяйство. Поля, где росла морковь, картошка, свекла. Была живность – лошади, козы, куры. Яблоневый сад. Мы работали, это было вроде полезно, но у нас была жесточайшая дедовщина. Вкалывали маленькие, а старшие их погоняли. Это привело к другому перекосу. Когда тебя понуждают через жестокость, ты уже не хочешь работать и не видишь в работе ничего позитивного. Бытовые потребности: уборка за собой, мытье, покупка элементарных вещей – не воспитываются у ребенка в детском доме. Ребенок по сути предоставлен сам себе.
ДП; Основной проблемой вы считаете слабое формирование личности выпускника детского дома. В них в основном развлекают, и ребенок принимает эти подношения, становится иждивенцем, сам не участвует в процесс развития. Но эти же проблемы у детей из полных семей. Как с ними правильно справляться, не обижая ребенка? Особенно сироту.
— Домашний ребенок всегда бывает во внешней среде, которая на него влияет. Ребенок из детского дома всегда в закапсулированном пространстве, влияние внешней среды на него минимально. И здесь крайне важно, чтобы само социальное учреждение имело возможность разноформатно вовлекать ребенка в различные трудовые обязанности. Во-вторых, он должен заниматься вопросами самообслуживания. В-третьих, на мой взгляд, ребенок из детского дома обязан выходить с профессией. Ребенка в семье так или иначе нацеливают на профессию родители. А у нас больше 90% детей выходят из детских домов, не имея ни малейшего представления, чем бы они могли заниматься.
Проживая какое-то время в щедрых одарениях, понимая, что он такой несчастный, и ему все должны, ребенок начинает думать, что так будет всегда. И сталкиваясь со взрослой жизнью, оказывается к ней не готов. На выходе получается полностью десоциализированный, не обладающий ресурсами выживания подросток, не понимающий и боящийся внешнего мира. Переосмысление того, как жить в новом пространстве, наступает поздно, проходит болезненно и иногда трагично.
ДП: Насколько возможно жизненный маршрут прочертить самому ребенку? Разве он в принципе способен на это?
Нет, конечно. Здесь нужны профессиональные специалисты, агенты влияния, которые могли бы качественно направлять ребенка. Здесь недостаточно, чтобы рядом находился человек, который пытается быть добрым, хорошим, отзывчивым. Для профессиональной ориентации этого мало. Необходимы серьезные компетенции, чтобы ребенок выстраивал свой маршрут уже в детском доме. Причем считал бы, что делает это самостоятельно. Например, образовательный маршрут. Чаще всего воспитанники выходят из детских домов с плохими знаниями и отметками, низким ЕГЭ. В приличный вуз им не поступить. Ликвидировать образовательное отставание – задача детского дома. По большому счету это должно быть прописано в уставе детского дома: ответственность учреждения за будущее ребенка. Этого и близко нет. Соответственно, воспитатель не строит маршрут будущего, не закладывает в своего подопечного основные понятия выживания во внешней среде. Профессия, семья, законопослушность, уважение других границ, взаимодействие с обществом, созидательное проживание и так далее. По сути ребенок на выходе стартует на луну без всякой подготовки.
ДП: Какова роль бизнеса в формировании личности выпускника детского дома?
— Во-первых, одна из проблем вообще добровольчества в России – это дублирование деятельности государства. Бизнес может исправить те недоработки системы, которые привели бы в коррекции получения образования, трудовых навыков, основ самостоятельной жизни. Это главные болевые точки социальных учреждений, на которые просто никто не обращает внимания. Например, очень важно проводить клиническое обследование ребенка не только на входе, но и на выходе из детского дома. Важно знать о проблемах, с которыми ребенок покидает стены детского дома. Нужен профессиональный клинический психолог, который мог бы построить маршрут реабилитации ребенка в рамках системы. Бизнес мог бы помочь добавить отсутствующие в детском доме вакансии. Вложиться не в подарки, а в подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Не устраивать концерты, не возить детей отдыхать за границу, а создать условия, в которых начнется его саморазвитие и понимание того, что он сам ответственен за свое будущее. Ребенок должен стать автором своей судьбы.
Например, обустроить тренинговые квартиры для самостоятельной жизни. Причем не в черте детского дома, а в реальной многоэтажке, чтобы научить выносить мусор, ходить за покупками, пользоваться лифтом и домофоном. Сейчас эти тренинговые комнаты оборудуют в стенах детского дома. И ребенок все равно остается в привычной парадигме. Из кухни принесут продукты, что-нибудь приготовят и потом уберут. Нужно выдергивать из среды, максимально загружать проблемами, создавать эти проблемы искусственно и помогать их решать. Вместе посещать места работы, чиновников, собеседования.
У меня был такой проект «Прогулка с шефом», когда мы просто ходим по городу, смотрим на то, что нас окружает. Дети из детских домов не понимают разницу между зданиями. Например, я спросил, чем отличается следственный изолятор от театра. Вопрос поставил их в тупик. Им не известно, что где происходит за стенами. Это требует объяснения. Для них вся внешняя жизнь открытие. Это задача для добровольцев из социально ответственного бизнеса. Достаточно простой кейс.
ДП: Как действовать бизнесу при приеме на работу выпускников социальных учреждений, и не ранить подростка, вступающего во взрослую жизнь?
— Очень часто воспитанники не доходят до мест трудоустройства, потому что не обладают элементарным навыком посещения мест, где нужно написать заявление, рассказать о себе, написать резюме. Здесь, конечно, требуется предварительный рассказ о вакансиях и понимание того, что ребенок будет стесняться, бояться, не знать элементарного. И это для него нормально. Он нуждается в вашей помощи. И форма дальнейшего сопровождения и наставничества крайне важна. Как и в принципе рассказы о профессиях, которыми не очень сложно овладеть. Надо понимать ограничения, существующие у детей из социальных учреждений. Это своего рода поводырство по траектории будущего. В рамках существующей системы этого нет.
ДП: А зачем частному предпринимателю организовать поддержку и наставничество?
— Во-первых, есть социальная ответственность бизнеса. Особенно перед детьми, которые без вашего участия пропадут. Людей с сознанием необходимости помочь слабому много. Подключить к своему производству, не дать завязнуть в криминале. Просто оздоровить обстановку в обществе, в котором находятся вы сами и ваши дети – это задача не только благородная, но и прагматичная. Бизнесу просто выгодно помочь в самореализации выпускников социальных учреждений. Мотивировать их к работе. Бизнесу нужны будущие работники. Не дублировать помощь государства, а помочь обустроить нормальную жизнь вне стен детского дома.
ДП; Какой должна быть общероссийская программа, которая бы готовила и бизнес, и детей к совместным действиям в реализации частного предпринимательства? Кто ее должен разрабатывать? Только ли это ответственность государства?
— Сегодня социальный заказ государства направлен на то, чтобы выпустить из детского дома созидательного, способного самостоятельно справляться с трудностями ребенка. И со стороны общества есть потребность социальной интеграции этих подростков. И ребенок все чаще хочет состояться в нормальной среде. К нему приходит понимание, что он не только благополучатель, но и благоотдаватель. Просто нужно бизнесу поддержать и развивать эти потребности общества, государства и ребенка. Бизнес пересекается со всеми этими объектами, в его интересах сделать так, чтобы выпускники детских домов безболезненно входили во взрослую жизнь и становились нормальными членами общества.
На мой взгляд, здесь не нужна государственная программа. Нужно понимание роли бизнеса. Чаще всего большие компании, желающие помочь, передают свои материальные активы детям. Но материальные активы сознание ребенка не меняют. Елки желаний и подарки порождают еще большее иждивенчество. Только наставничество помогает интегрировать ребенка в общество. Задача бизнеса создать такое пространство, в котором ребенок рос бы не только в комфорте, но и в условиях, развивающих его личность. Дать ключи к его будущей социализации. Ребенок принимает все, что мы ему даем. Вот и нужно дать ему будущее.
ДП: А как поддержать вашу деятельность.
— Здесь; https://nastavnik-gezalov.ru/…/podderzhka-vypusknikov…/
Деловой Петербург 26.11.21
Подписаться на рассылку новостей Центра: