Интервью директора Наставнического Центра
Интервью директора Наставнического Центра для школьного издания Уфы
Софья:
-Александр Самедович, здравствуйте.
Я читала Ваше произведение “Соленое детство”, в связи с этим хочу спросить, как Вы считаете, почему воспитатели равнодушно относятся к детям?
-Здравствуйте. В первую очередь это связано с отсутствием профессионализма воспитателей, конечно же. Также на это влияет подбор кадров. Многие поступают на эти должности, не имея вообще никакого образования. Просто быть хорошим человеком недостаточно, нужна подготовка и повышение квалификации.
Софья:
-Что из себя представляют детские дома?
-Детский дом это точно не среда, направленная на воспитание ребенка. Воспитание это же влияние, встреча индивидуальностей. Это лишь пространство, где предоставляются самые базовые условия для жизни:еда, одежда и спальное место. Детям же нужно нечто большее, чем передержка. Нужен индивидуальный подход, который не может обеспечить ни одна система.
Софья: -С какими трудностями сталкиваются люди после выпуска из детских домов?
-Это целый комплекс проблем.
Во-первых, детей не обследуют после выпуска и, соответственно, не выявляют ухудшения в состоянии ментального и физического здоровья за годы, проведенные в учреждении. Помочь в реабилитации можно только тогда, когда знаешь, с чем работать, а без проведения обследований это невозможно.
Во-вторых, проблема в реабилитации, ее просто нет и после выпуска ребенок предоставлен самому себе. Большинство детей не способны контейнировать те проблемы, с которыми сталкиваются, не умеют находить решения. В связи с этим происходит регресс и в итоге мы получаем людей зрелого возраста, которые, подобно детям, не умеют справляться с жизненными трудностями.Нужно сделать пометку-все случаи индивидуальны. Многое зависит от того, в каком регионе находился детдом, во сколько лет ребенок туда попал, его личная характеристика, опыт. Например, дети из северных детских домов где-нибудь в Мурманске не развивают трудовые навыки, потому что большую часть года на улице очень холодно. Впоследствии все это сильно влияет на социализацию выпускников. Усугубляют госпитализм.
Софья: -Насколько мне известно, на жизненном пути Вам очень помогает религия. Какие еще инструменты Вы можете выделить?
-Я считаю, что после выпуска из детдома важно суметь “придумать себя” заново. Например, я полностью изменил отношение к юмору, потому что в приютах он довольно специфический. Чтобы это сделать, мне пришлось переучиться и понять, что жить становится проще, когда какие-то ситуации ты воспринимаешь со смехом, вместо того, чтобы переживать. Еще мне очень помогли многозадачность и критическое мышление, я принимаю реальность, а не живу в розовых иллюзиях.
Софья; -Как Вы считаете, почему выпускникам не оказывается та психологическая и материальная помощь, которая прописана на законодательном уровне?
-Проблема в том, что в детских домах не воспитывается умение просить помощь со стороны, это не пропагандируется. Ребята привыкают, что за них и так все делают воспитатели. Отсюда вытекает неумение справляться с трудностями самостоятельно, которое сопровождается неспособностью просить и принимать помощь. Нет культуры, а если нет культуры и опыта, как оценить проблему и запросить помощь,
Софья; -Чтобы изменить систему, нужно строить ее заново?
-Чтобы поменять устройство этой системы ,не хватить ничего. Лучше всего помогать семьям на том этапе, когда еще есть шансы не довести ребенка до расставания с родителями. А система не дает личностного контакта, все детские дома-это не перспективно, если мы рассуждаем в интересах человека.
Софья; -Возможно, Вы можете поделиться мыслями об альтернативном учреждении, где могут находиться дети в период, когда их уже забрали у биологических родителей, но еще не определили приемным?
-Учреждение-это всегда про государство, а не про человека. Ребенку нужна семья, где будет самое важное-родительская любовь, забота, внимание. Только так получится уменьшить детскую боль или вовсе ее избежать. В качестве альтернативы можно выделить фостерные семьи, они в куда большей степени про ребенка.
Гимназия 16 города Уфы.
Агаева София Хангусейновна