Дети ‘паровозы’ в детском доме
Хотел бы обозначить тему семейного устройства детей — так называемых паровозов. Когда в детском доме находится несколько братьев, сестер, которые числятся в федеральной базе данных. Их отобрали или изъяли сразу двоих, пятерых, семерых. Я даже видел где-то одиннадцать или двенадцать детей, которые оказались в детском доме.
И вот хотелось бы обсудить, продумать эту тему, потому что сегодня по закону все дети должны одновременно устраиваться в семью. С одной стороны, это благое дело: дети в семье все вместе, прекрасно. Но, в то же время, все они вместе «не прекрасно» находятся в детском доме. Если у детей есть какие-то привязанности, взаимные какие-то отношения, то они, скорее всего, так и останутся в детском доме. И будут там находиться до его окончания.
Сложность заключается в том, что по закону дети, которые постарше, должны дать письменное разрешение на то, чтобы их сестра или братик могли уйти в приемную семью. Тем более, если это маленькие дети. Но они не совсем понимают и осознают всю степень ответственности, которую на них сгружает система. По этой причине, увидеть такие документы практически невозможно. Документы, где была бы подпись старших братьев и сестер о том, что маленький ребенок, находящийся в доме ребёнка или рядом с ними в детдоме, может быть отпущен и сможет оказаться в приёмной семье.
Такое бывает крайне редко, вообще очень редко. И вот что делать с этим, как сделать так, чтобы опция, при которой дети могли оказаться в семье, работала? Чтобы она работала, независимо от социальных связей, и при юридическом наполнении, которое сегодня регламентирует наше законодательство. По закону дети должны все вместе уходить в какую-то семью. И это должно стать темой обсуждений, должны появиться новые предложения относительно вот этих семей-паровозов.
Наверно, вы видели: я часто занимаюсь семьями где не один, не два, не три и не пять детей, которые нуждаются в семейном устройстве. И очередей на детей, которые находятся в этой цепочке-паровозе, проживающих в детском доме, не особо много. Но! Что можно сделать с точки деятельности общественных организаций или семейного устройства, или школ приемных родителей? Надо смотреть на опыт. На каждого ребёнка искать приемных родителей, или ждать, чтобы все вместе оказались в ситуации, когда приёмный родитель готов взять такое количество детей? Искать ли таких ресурсных родителей?
Я думаю, что это очень сложно, потому что часто и одного, и двух-то устроить в семью достаточно сложно. А тут целый паровоз. Поэтому я сегодня подумал, провёл переговоры с органами опеки, обсудил эту тему, поговорил об этом с органами, которые за это отвечают. Неразделенность детей и их нахождение в системе приводит к тому, что они находятся там достаточно долго и не могут выйти поодиночке — их надо выводить группой. Соответственно, нужно менять законодательство. Надо думать, как сделать, чтобы большое количество детей, попавших в систему (где крышка за ними захлопнулась), имели возможность семейного устройства.
Допустим, можно было бы устраивать их в один район. Найти родителей, которые находятся близко друг от друга, чтобы дети могли общаться друг с другом. Или — в семью родственников, которые могли бы тоже взять всех этих детей к себе в семью. Но сделать так, чтобы социальный статус родителей при этом менялся: чтобы это были и многодетные, и сразу могли получать разные виды помощи. Чтобы могли получать поддержку, сопровождение, финансовую, гуманитарную, психологическую, юридическую, всевозможную помощь. Это очень сложно: сразу принять в свою семью, даже получив знания в школе приемных родителей. Чрезвычайно сложно принять в свою семью детей из такой ситуации.
На мой взгляд, есть еще одна сложность при устройстве в приемную семью таких детей. Если старший ребенок вышел из детского дома и нужно, чтобы он написал заявление, что он не против устройства младшего, кто будет искать этого ребёнка? Кто будет искать этого выпускника детдома, когда он выйдет? Кто будет заниматься тем, чтобы уговорить его подписать документ, позволяющий младшему братику или сестричке, которые живут в детском доме, реализовать право на семью? Не должно нарушаться конституционное право, законодательное право, нравственное право ребенка из детского дома на обретение семьи. Вот это очень важно. Сегодня в детских домах много детей, которые паровозами находятся там годами. И система не готова к тому, чтобы по-отдельности помочь детям оказаться в какой-нибудь семье, в родной или приемной.
Даже в своём детском доме я видел много детей, братьев, сестёр. Да и мои братья тоже находились в детском доме. Мы были все в разных детских домах. Тогда не было возможности соединить — считалось, что братья создают какой-то там конгломерат, мафию, и поэтому разделяли. Сейчас все сестры-братья находятся в одном детском доме. Выцарапать их оттуда вот такой толпой достаточно сложно, хотя, казалось бы, они находятся все вместе. Поэтому нужно с этим что-то делать, с этим работать, искать какие-то новые законодательные ключи. Нравственно сотрудники опеки, те же воспитатели может быть уже это и понимают, но с точки зрения закона они должны выполнять предписания.
А буква закона такова: все дети, попавшие из многодетной семьи, должны находиться в детском доме, пока не найдётся конкретный усыновитель или родитель. Кстати, по поводу усыновления нескольких детей сразу. Я практически не знаю таких случаев, хотя бывает наверное, когда берут детей и сразу усыновляют. Это бывает крайне редко. Это может быть только очень богатый человек, который может позволить себе к детям сразу приставить кучу нянечек. И его в принципе не должно интересовать, что дети должны получить после выхода из «приемной семьи» какую-то квартиру.
Усыновлённый ребёнок прекращает всякие отношения с государством с точки зрения социального статуса. Он уже не ребёнок-сирота, он — не оставшийся без попечения родителей, он уже родной ребенок для семьи, в которую он попал. И все льготы, которые регламентированы для детей приемных или детей из детского дома, для него обнуляются. Может быть, это надо исправить. Вот надо, наверное, сделать таким образом, чтобы это не становилось препятствием для того, чтобы он мог получить те самые льготы. Нужно уравнять в правах усыновлённого ребёнка из приемной семьи с воспитанником детдома. Чтобы он мог получить и квартиру, и льготы, и так далее. Чтобы не занижать возможности на участие со стороны государства.
Я, кстати, провёл эфир на ОТР. Жег напалмом деятельность сотрудников органов опеки, которые, на самом деле, часто — приятные люди. Они хорошие люди в целом, но действуют в рамках того регламента, который обусловлен государственными законами. Законы нужно менять. Структуру опеки нужно менять. Убирать КНД. Ставить на их место другие совершенно социально-ответственные органы. Чтобы этот организм, куда мы поставим новые органы, ожил и стал давать качественное сопровождение и поддержку и семьям в ТЖС, и многодетным семьям.
Ваш, Гезалов Александр