Выпускникам детских домов необходимы наставники
Выпускникам детских домов необходимы наставники – поводыри во внешний мир
— Почему выпускники детских домов так не приспособлены к жизни? Возможно их чему-то научить без родительского участия? Ответы даёт директор НЦ Гезалов Александр
— Характер человека должен формироваться через разные объективные трудности, включенности в их решение, без отрыва от общества и государства. А выпускники детского дома привыкли, что за них все решают. Как говорят англичане, привычка делает характер, характер делает судьбу.
Есть такое понятие «госпитализм» – комплекс психосоматических расстройств, развивающихся в результате длительного пребывания человека вдали от родных и близких. К сожалению, дети в детских домах оторваны от реальности, живут в замкнутом пространстве, а когда выходят мир, он им совсем не знаком. Им необходимы наставники – поводыри во внешний мир. Наш Центр уже обучил не один десяток таких наставников, и мы будем продолжать их готовить.
— Что это за обучение?
— Буквально на днях я провел такую обучающую сессию с сотрудниками служб семейного сопровождения Москвы, которые занимаются, в том числе, сопровождением выпускников детских домов. Сначала они прошли обучение на нашем сайте – в разделе «Обучаем» есть тема «Центр наставничества»: https://nastavnik-gezalov.ru/vse-zanyatiya-v-centre…
Они отсмотрели весь курс и задали много вопросов точечного характера, на которые я подробно ответил. Вопросы, в основном, касались межсекторного взаимодействия: проблем поиска работы, мотивации оплаты за жилье. Был вопрос, как закрыть долги за ЖКХ выпускницы детского дома, у которой трое детей.
То, что мы провели обучение именно специалистов служб сопровождения – это, можно сказать, первая ласточка в этом направлении. Мы надеемся, что продолжим – сейчас оформляем документы на такие же сессии в Псковской и Астраханской областях. Также нас попросили провести обучение специалистов по работе с выпускниками детских домов в Кабардино-Балкарии.
— Как проходит обучение?
— Есть определенное удобство в современных реалиях – наставники обучаются удаленно. На нашем сайте они смотрят записи восьми занятий кризисного психолога, педагога Василины Степановой. Есть мои записи по наставничеству. Плюс я решил, что буду делать фидбэки – мои ответы на вопросы, которые задают обучающиеся сотрудники служб семейного сопровождения.
По итогам обучения наставники пишут эссе о том, что они узнали на сессии, есть ли разница в понимании наставничества до и после прохождения курса. Потом они получают сертификаты. Еще мы направляем в каждое учреждение по одному пособию. Обучение мы проводим бесплатно, а пособие, к сожалению, пока бесплатно мы давать не можем, потому что нам надо возвращать те средства, которые мы потратили на их изготовление – это 500 рублей за пособие.
Наша задача сейчас – продолжать это поддерживать, информировать, предлагать обучение всем желающим. На недавней сессии мы определились, что правильнее, если наставники будут приходить помогать именно в службы сопровождения, а не действовать самостоятельно, потому что они не всегда способны правильно выстраивать отношения с детьми из детских домов. И тогда может сложиться симбиоз государственного и негосударственного партнерства – энергия наставников и опыт сотрудников служб сопровождения создаст хороший конгломерат.
— А чем отличается ваш подход от обычного понимания наставничества?
— Во-первых, этого еще никто не делал. Мы первые, кто создал такое обучение в онлайн режиме и выгрузил все это в бесплатном доступе, потому что многие хотят это делать платно, в своей тусовке, и не всех берут на обучение. Во-вторых, это мой персональный взгляд человека, который все это прошел сам, глубоко понимает болевые точки адаптации выпускников детских домов.
Например, выпускник сиротского учреждения периодически забывает платить за ЖКХ. Наставник ставит себе задачу раз в неделю напомнить ему, что нужно заплатить, типа некой напоминалки работает и, к примеру, показывает, как заполнить платежку и провести платеж, потому что у выпускников такого опыта нет вообще – в детском доме все было бесплатно. Или вопросы питания – мало отвести ребенка в кафе и там накормить. Есть вопросы готовки еды, вопросы безопасности, труда, вопросы тусовок выпускников детских домов.
Это все из моего мощного личного опыта, которым я делюсь со всеми, исходя именно из понимания проблем выпускников детского дома, а не просто из какого-то общего представления. Потом мой опыт можно нанизать на собственные знания, переживания, возможности и реализовывать их на благо выпускника – не за него делать, а именно с ним, а иногда лучше, чтобы он все делал сам.
В этом есть некоторый универсализм, с одной стороны, а с другой стороны – практическое приложение. И вопрос доверия.
На недавней сессии вопросы касались, например, семьи: надо ли воспитаннику детского дома искать своих родителей? Я ответил, что без поддержки специалиста лучше этого не делать. И привел в пример свой личный опыт, как я нашел своих родителей – мы ничего не почувствовали в отношении друг друга. Сейчас я живу без их участия и внимания.
Еще важный момент: когда мы посещали ряд регионов, то заметили, что выпускниками детских домов из СУЗов, это средние учебные заведения, практически никто не занимается, потому что это самая неуловимая прослойка выпускников, у них все продолжается как в детдоме – бесплатное питание, бесплатная одежда. Это, конечно, меня очень печалит. Я надеюсь, что найдутся люди, которые займутся именно этими выпускниками детских домов.
Мне написали специалисты из Кабардино-Балкарии: они не ожидали, что у них есть такая проблема, пока не стали заходить на наш сайт и изучать наши материалы.
Мы подталкиваем, мы мотивируем, мы подключаем, мы транслируем, мы информируем, мы обучаем, мы сопровождаем. Мы рядом!
Ссылка на обучение: https://nastavnik-gezalov.ru/vse-zanyatiya-v-centre…
Записала Амелина Тамара