Бедная Россия
По данным Росстата, за время пандемии число бедных граждан страны выросло почти на два миллиона человек и уже превышает двадцать миллионов человек по всей стране. Нет смысла говорить, что это очень плохой показатель, это означает, что в стране сложилась ситуация, когда не справляющиеся люди, все чаще будут сдавать своих детей в казенные учреждения и пытаться банально выживать. Уже сейчас в детских домах и домах ребенка доля, оставленных по заявлению о ТЖС детей составляет около 80 %, детей, которые там будут находиться все это время, пока родители будут пытаться решить свои финансовые и иные вопросы. Ну а то, что чаще всего такие семьи живут в сельских районных, где нет работы, решать свои вопросы они смогут только тогда, когда будут уезжать работать вахтовым методом, а значит оставлять своего ребенка в сиротском учреждении. На которого там открыто финансирование в размере семидесяти тысяч рублей в месяц.
Недавно я посетил несколько регионов России, где совместно с общественными организациями и органами власти изучали влияние гражданского сектора на преодоление бедности – борьбы с ней. Практически во всех регионах отсутствуют НКО и фонды, которые бы системно занимались поддержкой семей в кризисе. И грантовая политика государства направлена на борьбу с причинами бедности, вместо того чтобы инвестировать ресурсы в семью. И что самое трудное, что доля семей, которые бы пили или вели асоциальный образ жизни не столь велика, значительное количество семей реально живут бедно. В домах, в которых не делается ремонт, сгнила проводка, нет возможности поменять сгоревший холодильник на новый, нет средств одеть своих детей в новую одежду, заменить старую советскую мебель и так далее. То есть люди реально живут с тем, что есть. И все чаще мы видим, что претензией органов опеки к семьям становится именно бедность населения.
Не спасает одноразовая продуктовая помощь, отчитки семей в КДН, люди просто не знают, что им делать. Граждане живут как могут, к примеру, чтобы выжить, люди берут кредиты, что становится для них новой кабалой. Или люди специально разводятся, чтобы получать другое пособие, но при этом живут вместе. В данной ситуации было бы полезно передать ресурсы, которые органы власти используют для борьбы с бедностью региональным НКО, но учитывая, что таких организаций в регионах весьма мало, кому передавать ресурсы и полномочия? Кто будет по требованию опеки делать в семье ремонт, покупать новый холодильник и диван, помогать найти работу, поддерживать семью психологически и юридически?
И когда говорят о падении рождаемости и повышении смертности, имеется в виду то, что население боится не понести нового члена семьи. При этом, когда мы пытаемся помочь какой-нибудь семье решить житейский вопрос, на эти же семьи набрасываются граждане со словами – зачем столько нарожала, срочно перевяжите ей трубы и так далее..
Как специалист по социальной работе могу сказать одно, если органы власти не изменят свое отношение к проблеме бедности, нас ждет социальный коллапс и возврат в девяностые годы. Когда из-за невозможности решить свои жизненные вопросы выросла преступность, наполненность социальных учреждений детьми и многое другое. Хотя многие показатели уже близки к этому, и надо что-то срочно с этим делать…
Менять отношение к жизни граждан, изменить формы поддержки семей:
— повысить уровень жизни населения,
— повысить уровень пособий для семей с детьми,
— переформатировать работу органов опеки и КДН, внедрить в их работу ОНК,
— усилить роль профессионального социального работника,
— учить НКО и фонды работать с семей в ТЖС, изменить грантовую политику и так далее.
А что еще?
Ваш,Гезалов А.С.