«Новая жизнь, что после детдома?»

«Новая жизнь, что после детдома?»

21.07.2020 Истории подопечных 0

Август 2014 год, дорога в 532 км. на сереньком современном микроавтобусе, принадлежащему детскому дому. За день до отъезда я прогуливалась по территории детского дома, прощаясь с местом, чувствуя, что не скоро увижу его. Кусочек территории, которая раньше не была ограждена забором.

Серая пятиэтажка, прилегающие к центральному входу клумбы с цветами, свежевыкрашенные белые бордюры, покрашенные нами еще весной, по которым мои ноги ходили каждое лето, с 5 до 17 лет. Задний двор с качелями, голубой скамейкой, сколько помню, ее она всегда была голубой. Там же бугор волейбольного поля, на котором мы играли в «Казаки-разбойники», в «Знамя», «Чай — чай выручай!». Спуститься с бугра можно по бетонным ступенькам, вместо перил у которых кусты, и они приведут к старому рыжему куску забора, за которым живут другие люди. До забора пространство в песке, с которым мои руки играли, строя фигуры и замки, с помощью пластмассовых формочек. По правую сторону снова качели на фоне серого дома, за ними дорога из щебня в подъем на красную плитку, которой пару лет. Здесь мы играли в футбол группой, с азартными глазами бегая за мячом, выдыхаясь, смеясь, злясь. Территория небольшая, как стандартное пространство к загородному домику, только тут еще лесок «Васино поле» в придачу. Легенду про Васю, вы узнаете позже, это отдельная тема.

С самых малых лет ты мечтаешь повзрослеть, открыть дверь и переступить через порог, скорее уехать в мир тебе неизвестный. Каждый год время тянется неумолимо, ты ждешь, пока тебя заберет мама, в письмах она обещала, что скоро. Но, что такое скоро? Ты застрял в сутолоке одинаковых дней, где каждый день похож. В 7 утра подъем, а далее по расписанию. Проходит время, ты забываешь о своей детской мечте, события и окружающие люди затягивают тебя в водоворот. Сплетни, разборки, дежурства, гуляния на улице, наказания. И вот уже ты на пороге перед дверью, в голове полная неразбериха, вопросов больше чем ответов и никто не готов отвечать. Придется искать самой. А пока , делай то, что сказано, собери свои вещи, получи коробку пайка в день отъезда в столовой, получи свои документы на руки, садись в машину с ребятами и поезжай.

Поездка заняла у нас половину дня, останавливаясь лишь для того, чтобы перекусить. Всю дорогу я нервничала и даже всплакнула. Причиной тому отсутствие свободного места в машине, нас посадили на сидения и запихали сверху тяжелых сумок. Трасса между Алданом и Якутском кусками хорошая, а в основном это щебень , который превращает всю поездку в аттракцион и сплошное испытание, где тебе необходимо не удариться головой о верх машины. Такие обстоятельства придавали мне решимости скорее покинуть всех. Так и произошло.

По приезду в Якутск ребят развозили по общежитиям, я оказалась чуть ли не самой последней. Поступала в учебное заведение одна, без компании ребят, с которыми провели долгое время под одной крышей, чему была очень рада. Детский дом закончился, началась самостоятельная жизнь. И эта самая жизнь сразу показала мне, как все будет. Возле забора студенческого городка микроавтобус остановился. Я вышла, вслед за мной на землю вытащили мою тяжелую сумку всех пожитков. Машина неожиданно уехала. Что? В какой корпус идти? Кто поможет мне с тяжелой сумкой? Рядом никого. Потащила.

На пути мне встретились ребята студенты, которые помогли мне дотащить сумку. Помню, что парой слов мы перекинуться сумели. Пожелав мне удачи, студенты поспешили по своим делам. Удача пришла в виде коменданта, который решил все вопросы, поселив меня в комнату общежития на 3 этаже. Студентов в комнатах еще не было, сезон заездов еще не начался, меня на особых условиях заселили, так как ранее в июле социальный педагог решал этот вопрос.

Когда я поднялась на свой этаж, то поняла, что условия жизни в общежитии похожи на те, в детском доме. Секция, поделенная на две комнаты – большую и маленькую, объединенная санузлом. Отдельная кухня, но для меня все еще столовая.

Меня поселили в маленькую двухместную комнату, которую украшали две кровати, столик и прикроватные тумбочки. Перед тем, как разобрать чемодан, мне необходимо было вытереть пыль, подмести и помыть. С таким простым вопросом была проблема. Как? Ни тряпок, ни метлы. Я пожертвовала своей старой футболкой, в грязи жить не собиралась. Разорвав на мелкие тряпки свою вещь, я принялась за мытье, вместо моющего средства я использовала шампунь, который отдел завхоза выдал мне в комплекте с гигиеническим набором для выпускников.

Комната пахла крапивой из «Чистой линии» и блестела. Я осталась довольная своим трудом и начала распаковку вещей.

Старалась распределить свое барахло так, чтобы создать уют. Для меня еще в детском доме был важен порядок в комнате, будучи подростком, я ругалась с другими девчонками из-за беспорядка, который они устраивали. Я собирала пустые флаконы от шампуней, духов, чтобы заставлять ими полки. Для меня так было лучше, чем комната с голыми стенами и полками. Вообще создать уют в комнате для ребят в нашем детском доме было актуально.

Время на моем телефоне подсказывало мне, что скоро ужин. Но, это уже не тот ужин, когда ты с ребятами выходишь на улицу, спускаешься до столовой, ждешь, пока дежурные накроют стол. Такого уже не будет. Никогда.

Мой первый самостоятельный ужин выглядел смешно и одновременно жалко. Меня словно выбросили на дикий остров, кинули коробку продуктов и оставили выживать. Справишься? Другого выхода не было. Я открыла своей паек, в нем были сладости в виде печенья и пряников. Заварной чай, сахар, хлеб, консервы рыбы и мяса. Уже не припомню, что еще там было. Возможно крупы какие-то. Самое главное, что там была лапша быстрого приготовления в пакетиках. Еда есть, здорово, значит справлюсь. Выживу!

Я взяла пакет лапши «Ролтон» собираясь заварить его. Но, меня осенило. Посуды нет, приборов нет! Воды тоже. Это открытие меня очень расстроило, разочаровало. Я была зла на них. Как ? За что? Разве они не видели, что я еду без посуды? Ладно, постельное белье хоть дали. Вспышка гнева привела меня к слезам, но ими не насытишься. Я ела лапшу в сухую. Консервы не могла открыть, так как ножа не было. Пробовала своей пилочкой для ногтей , получалось не очень. В тот вечер перебилась сухой лапшой и сладостями.

Сейчас, вспоминая эти события, я понимаю, что могла попросить помощи и у консьержа. На тот момент в секции общежития я была одна. И через пару дней, когда заселились студенты, я поняла что нужно уметь общаться с людьми.Помощи просить сразу я не стала, вообще мне не хотелось напоминать о себе как сиротке. Хотела, не выделятся из толпы. Признаюсь, своего статуса тогда я стеснялась, зная, что для большой части общества мы нежелательный элемент. За словом «детский дом» стоят такие клише как алкоголизм, воровство, мошенничество. Страшно было даже не в этом, больше всего не хотелось бы жалости в свою сторону. Потому я и не афишировала свой статус в новых знакомствах. Вскрывался он позже, на вопросах о семье, родственниках.

В моем телефоне было много контактов родственников с Якутска, также педагогов с детского дома. Обратилась я за помощью к педагогу организатору с детского дома, сообщив о проблеме с посудой. Та, охотно помогла мне, отправив своих знакомых ко мне по адресу. Мне вручили красивую посуду и деньги, которые я не просила, но взяла. Поблагодарив взрослых, я направилась в магазин, за водой.

В магазине разбежались мои глаза, я не знала средней цены на определенные продукты, также не подозревала, что в разных магазинах цены на один и тот же продукт могут отличаться. Так, как денег было совсем немного, я решила растянуть их на несколько дней, чтобы покупать воду.

В другие дни все закончилось удачно, я связалась с родственниками, за мной приехал мой дядя по линии мамы. Он доктор медицинских наук, который работает в университете, в который поступила я. Когда я мне было 7-8 лет, ко мне приезжали его взрослые дети с гостинцами. Дядя Гена забрал меня к себе, он жил недалеко от университета в просторной двухкомнатной квартире со своей семьей, где я прожила до первой своей стипендии.

Я очень благодарна тем взрослым людям, которые встретились мне в тот непростой период, перехода от жизни вне детдома к самостоятельной. Возможно, кто-то считает, что не умеющего плавать нужно сразу же бросать в воду. Жить захочет, поплывет! Моя позиция другая− его нужно постепенно учить плавать, преодолевая неуверенность и страх перед водой. Ведь в первом случае риска утонуть больше.А как бы все сложись не будь у меня родственников и знакомых?

Татарченко Ариана

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.