Мероприятия как критерий бесполезности

Мероприятия как критерий бесполезности

16.07.2020 Полезно знать 0

На днях я проведу последний в этом году обучающий семинар для НКО, он пройдет в Пензе. За последний месяц я посетил уже семь регионов, а за последние два года — около пятидесяти. Семинары провожу как по заявкам самих НКО, так и по заказу Общественной палаты России. О чем рассказываю: об умении правильно составить грантовую заявку, о нефинансовых источниках развития НКО, о социальном проектировании, о пресловутом фандрайзинге, об эффективности успешной НКО и так далее.

И вот какое наблюдение: с технической точки зрения общественники много чего знают, однако обучение региональных НКО по-прежнему остается самой насущной темой, так как при всех этих познаниях деятельность общественной организации часто сваливается к проведению густых мероприятий, которые на самом деле часто просто трата времени и сил. Без обучения общественники теряют ощущение реальности, не видят новых тенденций и изменений в государственной политике, и часто живут проблемами, которые уже давно преодолены, или есть тенденция к их изменениям.

Три ключевых проблемы в работе большинства НКО: отказ от межсекторного взаимодействия, отсутствие долгосрочной стратегии, неверные критерии эффективности работы.

Первое. Многие НКО вместо того, чтобы искать площадку для контакта с властью или СМИ, переходят в режим противостояния: «нет на вас нет прокуратуры». НКО пытаются повторять и дублировать то, что уже делает сама власть, пусть и худо делает. Но общественные организации создаются как раз для того, чтобы это худо поправить. Чтобы поправить это худо, необходима и интеграция, и диалог, и сотрудничество. С этим большие трудности. Примером успешности такой работы могу привести деятельность НКО Екатеринбурга, общественной организации «Аистенок». Которая, занимаясь профилактикой отказов от детей, смогла своей деятельностью в духе сотрудничества «напомнить» власти, что это и ее работа. И теперь они работают совместно, что гораздо эффективнее, чем когда сама НКО борется с проблемой, часто теряя и добровольцев и никак не влияя на этот процесс в будущем. Тем более что наладить систему профилактики отказов без участия государства вообще невозможно.

Второе. Затыкание дыр — конечно процесс, но временный. Ведь основное понимание должно быть примерно таким – будет ли реализованный проект жить и далее, если НКО завтра всем составом выйдет замуж и родит детей. Будет ли заданный вектор сохранятся, или с уходом НКО все рухнет и погибнет. Как это часто бывает, когда те же директора детдомов говорят о том, что одноразовые посещения не помогают сиротам, а мешают, ведь после некоторой активности НКО отходит, и как такового «следа» саморазвития системы не оставляет. Все остается в памяти самой НКО, но никак в системе, на которую она пыталась влиять. Провести праздник, подарить подарки, даже отремонтировать детский дом — все это затыкание дыр в государственной «социалке». Причем некоторых из этих дыр уже не существует, а НКО все продолжают их затыкать. Долгосрочной стратегии не видать почти ни у кого.

Третье. Часто именно мероприятия являются главным критерием эффективности НКО, не сотрудничество с другими субъектами, а создание собственных продуктов, пусть даже красиво названных. Мероприятия, не влияющие на социальное пространство, не меняющие сознание главных субъектов влияния на процесс: СМИ, власти, общества и бизнеса. Мероприятия, не включающие в работу все эти перечисленные субъекты. Все только своими силами, силами своих добровольцев. Через некоторое время эти волонтеры уже выжаты как лимон или просто перестают верить, что НКО под силу что-либо изменить.

Позитивные изменения в социуме можно даже вписать в миссию организации, но когда инструментом ее реализации являются только мероприятия, ничего хорошего не выйдет. НКО кажется, что чем больше мероприятий, тем больше будет изменений и влияния. Мероприятия оторваны от реальности, не вписываются в тактику и стратегию организации, они густо обогащают сайт организации в виде отчетности, но если провести мониторинг влияния этих затрат на общественный сектор, они будут минимальны. И это заставляет грустить.

Совсем скоро мы начнем обучение НКО регионов в рамках проекта «Знания вместо денег»: уже создан сайт, есть программа и финансирование. Очень хочется, чтобы на смену НКО, делающих проекты ради проектов приходили люди, которые хотят не частных, а общегражданских изменений. Когда понимая всю важность миссии НКО, имея тактику и стратегию, они искали бы различные пути по преодолению социальных трудностей. Ведь одна хорошо написанная статья может вызвать гораздо больше изменений, нежели постоянная беготня к своему социальному клиенту, чья жизнь не изменится, даже если в руках у него остался новогодний подарок от вас.

Главный подарок, который мы можем оставить после своей работы – чтобы большее количество сирот нашли семьи, старики получили постоянного патронажного друга, бездомные вернулись к нормальной жизни, а тот или иной чиновник лично позвонил и поблагодарил за совместную работу. Нужно всегда помнить: критерий эффективности НКО — не количество мероприятий или потраченных сил и ресурсов, а то, как изменилась жизнь социального клиента, и какой дорогой он движется, и куда. Давайте помнить об этом в новом году, в котором желаю новых свершений и изменений в жизни тех, ради кого бьется ваше неспокойное сердце.

https://philanthropy.ru/blogs/2012/12/18/8911/

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.