Наставник — профессиональный друг?

Наставник — профессиональный друг?

19.06.2020 Полезно знать 0

Однажды, я получил на почту письмо, в котором девушка спрашивала меня как быть, контакт с выпускницей детского дома носит формальный характер, иногда редкая переписка СМСками – привет, пока. Что делать, контакта с девочкой нет, приезжает девушка в детский дом один раз в неделю, водит девочку по кафе и кино, то есть развлекает. Ну и девочка отвечает тем же, вспоминает о своей «помощнице», когда ей становится скучно. И девушка в растерянности пишет мне – кто виноват и что делать? Извечный вопрос вопросов. В ведь в данной системе коммуникации, безответственно ведут себя оба, только старший товарищ ведет себя безответственнее. Потому что он и старше и это он приезжает на территорию воспитанницы детского дома, а значит, по сути, в гости. И даже приезжая в гости продолжает вести себя, не имея стратегии развития девочки, и реализует план, который никому не помогает. Это и есть бессистемный и безжалостный «добровольческий туризм» в детские дома.

Сегодня в России стало очень модным направление помощи выпускникам детских домов через наставническое сопровождение. У кого-то это получается легко, в силу определенных причин, кто-то это реализует с огромным трудом, а именно труд является основой любого взаимодействия. Не всегда сам наставник готов трудится, так и тот, кого он наставляет. В чем же проблема? А в том, что наставнический роллевизм значительно отличается от добровольчества, это уже служение и профессиональная принадлежность. Ответственность. Где во главу угла ставится непрерывное обучение, стратегическое планирование, последовательное исполнение задуманного. Также весьма важно и то, насколько наставник понимает свою роль относительно ребенка из детского дома. Часто оказывается так, что наставник оказывается в зависимости от ребенка, который обладает рядом специфических знаний и приспособлений, которые приводят к тому, что ведущим становится именно ребенок. Ведь в рамках системного проживания дети-сироты получают опыт, который позволяет им пользоваться своим социальным статусом, а значит, включать различные манипуляции во взаимодействии с неискушенным человеком. Он это делает не специально, это часть его стратегии, которую диктует системное проживание. И если наставник не сможет отделить то, что нанесла в ребенка «заноза» госпитализима, он будет следовать за тем, что предлагает воспитанник или выпускник детского дома. Это будут не равноправные отношения, а спонсорское участие.

Выживая в системе детских домов, дети принимают определенную дозу облучения, и называется оно достаточно просто – иждивенческие установки. Когда он проживает на всем готовом, ни о чем особо не заботясь, не неся ответственности за различные действия и поступки. Все это на себя принимает система, тем самым атрофируя у ребенка ощущения реальности. Именно это мешает многим выпускникам сиротских учреждений выходя из стен детского дома безболезненно устроится в новый жизненный ритм. И если у наставника нет готовых ответов на вопросы, которые нужно совместно решать, скорее всего все сведется к материальной поддержке клиента. Без выстроенного плана действий, четкости их исполнения, преодоления возникающих трудностей собственным трудом. И здесь весьма важен личный опят наставника, плюс знания управления того, кому он помогает. Это не должно быть надвисание над клиентом, а именно наличие четких поставленных задач. И если между наставников и выпускником были «спонсорские» отношения еще в системе детского дома, то в реальной жизни это быстро выяснится.

Все станет настолько очевидным, что наставнику придется перестраиваться и искать новы пути решения возникшей трудности.

То есть весьма важно, чтобы еще до выхода их стен детского дома наставник имел реальное влияние на ребенка, имел управленческие ключи для формирования необходимого ТЗ для себя и наставляемого. Никакого заигрывания, влюбленности, только качественное взаимодействие, доверие и безопасность. Именно безопасность является, в том числе, ключевым вопросом в этом сложном деле. Если наставник вступает в отношения с системой, то делает он это на основе договора, в котором прописаны зоны ответственности детского дома и наставника. Заход за рамки этого договора чреват последствиями, которые могут сформировать у ребенка некоторую исключительность, а значит усиление гедонистических установок. Выстроенные доверительные и уважительные отношения могут привести к тому, что ребенок будет воспринимать наставника не как мешок с ресурсами, а доброго советчика, дающие важные и нужные векторы, подсказывающий алгоритмы решения возникающих трудностей, с которыми выпускники детских домов будут сталкиваться долгие годы.

Также важно учитывать личные способности и возможности ребенка, которые лучше всего рассмотреть еще в месте проживания – детском доме. Понять сильные и слабые стороны ребенка, вместе прорабатывать то, что можно поправить «здесь и сейчас», а с чем придется работать уже после того, как ребенок покинет сытую систему, начнет первые неуверенные шаги в новой жизни. Нарисовать карту будущей жизни, сверстать план, продумать домашние задания. Без этого весьма важного ключа, будет очень сложно вести подготовку к будущей адаптации и социализации. Повысит жизнестойкость ребенка, определит образовательный маршрут. Чем раньше наставник будет знать о жизни наставляемого, тем проще будет вместе двигаться по новому руслу реки – жизни.Поэтому крайне важно готовить наставников к работе и поддержке детей из детских домов и ДДИ. Учить разрабатывать стратегию участия, умению включать необходимые для снижения гедонистического влияния со стороны ребенка, иметь трезвый взгляд на происходящие вещи, понимать их природу, принимать решения, которые будут качественно влиять на развитие воспитанника/выпускника, не создавать иллюзий.

Поэтому я считаю, что наставник — расчетливый и мудрый профессионал, который смотрит на проблему с точки зрения эффективного участия в жизни сироты. Плавно и грамотно сподвигает его к тому, что он начал делать самостоятельные шаги, становился хозяином своей судьбы. И самое главное, своевременно отходит от активного участия, переходя в стадию наблюдателя, который радуется тому, что его вложения в того, кому он помогает не пропали зря. Есть успешное и смелое движение вперед. Дружба.

Продолжим…

Ваш, А.Г.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.