Сиротская стая
Когда речь заходит о проблемах адаптации детей-сирот обоих полов, мало кто упоминает об одной из острейших проблем — «кучковании» выпускников детских домов, вернее, одного детского дома, после выхода их стен учреждения. А ведь это одна из главных причин «хронической неуспешности» бывших детдомовцев.
Когда я услышал, что в Магадане местная администрация построила целый дом для выпускников сиротских учреждений, выдала детям ключи, мне стало ясно, что большинство новоявленных жильцов в своих квартирах не задержатся. Построенный квартирный «детский дом» создает иллюзию самостоятельной жизни, но ценность собственного жилья дети начинают осознавать лишь после его утраты. Ведь детдомовская субкультура специфична и не совпадает с субкультурой детей домашних, получивших жизненное образование естественным образом. Общеизвестно, что чаще всего сироты не получают жилье и идут в общежития ПТУ. Там они пытаются создать отдельно стоящую группку. Бывает и так, что, познакомившись в ПТУ, выпускники разных детских домов начинают жить совместной жизнью, делами, поездками и воспоминаниями. Эта особенность — стремление «сбиться в стаю» на новом месте — связана с дефицитом общения, неумением находить общий язык с детьми из других социальных сред. Кроме того, бывшие сироты не знают, чем занять себя в свободное время. Отсутствие целеполагания приводит к тому, что дети-сироты создают прайд, в котором сохраняются внутридетдомовские законы, быт и укладность. Многолетняя привычка быть вместе 24 часа в сутки пересиливает желание жить отдельно.
Еще одна причина такого поведения — ущербная самоидентификация: выпускники детских домов, уже став взрослыми, с точки зрения общества, продолжают ощущать себя сиротами и детьми. Они не находят ответа на вопрос: кто я после выпуска из детского дома? Они не задаются вопросом: могу ли я как-то использовать историю своей прошлой жизни? Проще сохранить государственный «порядковый номер» для удобства. Эта заноза незнания себя, своих возможностей сидит в бывших сиротах очень крепко.
Учитывая, что чаще всего выпускники сиротских учреждений строем идут в одно и то же ПТУ или вуз, то проблема взаимоотношений друг с другом и с людьми вокруг стоит для них особенно остро. Выпускники детских домов не умеют выстраивать партнерские отношения с домашними детьми и при первом же конфликте стремятся убежать от этих проблем. Они разыскивают друг друга и продолжают вести себя так же, как в детском доме. Это отрицательно сказывается на их дальнейшем развитии. Не желая делать выводы, обучаться, они «застревают» в детдомовском детстве. Часто, встретив выпускника детского дома, вышедшего из учреждения несколько лет назад, замечаешь, что уровень саморазвития остался практически на нуле. Он все так же мыслит, говорит, уровень его инфантильности выше среднего на порядок.
Известно, что выпускники, принявшие решение не иметь отношений с бывшими однокурсниками, развиваются гораздо быстрее. Они начинают менять свой жизненный вектор, приспосабливаться, искать коммуникативный инструментарий, приемлемый для разных сред. Такие выпускники чаще делают ошибки, но именно на них и учатся.
Выпускники, оставшиеся в «сиротской стае», стараются не делать ошибок, удерживают себя в рамках прежних границ общения. Они продолжают жить в выстроенном ими комфортном мире, тем самым еще сильнее дезадаптируясь, и не пытаются подготовиться к тем вызовам, которые уже через несколько лет бросит им жизнь. Им не приходит в голову, что обеспечить исполнение 159 статьи ФЗ (о дополнительных социальных гарантиях детей-сирот) каждый из выпускников должен самостоятельно. Бывшим детдомовцам все еще кажется, что некое «ответственное лицо» «выбьет» для них у местной администрации жилье, найдет работу, место в жизни и так далее.Общаясь с выпускниками детских домов, я часто слышу от них разные доводы в оправдание собственного бездействия: ходить и «выбивать» жилье бесполезно — так им сказали знакомые и друзья; местная администрация должна построить жилье для выпускников, надо просто потерпеть — так им сказали в опеке. И они доверчиво терпят и ждут. Точнее — просто не умеют и не пытаются бороться за свои права. Это люди, у которых нет жизненно важных бойцовских качеств, поэтому перед малейшей проблемой они пасуют и бегут в дальний угол — в комфортную «сиротскую стаю». Так, например, происходит с получением мест в детском саду. Бывшие сироты не решаются оформить судебный иск — боятся обидеть власть. Люди, находящиеся с ними рядом, начинают сами бегать по инстанциям, пытаясь решить проблемы выпускника, вместо того, чтобы послать его самого в опеку, жилищную комиссию, прокуратуру.
Ну, а если выпускник находится в «стае», то он вообще «не чует берегов» — ему комфортно, безопасно, уютно. Однако сбежать от проблем таким путем все равно не удается, рано или поздно приходится столкнуться с реалиями жизни лицом к лицу: тут-то и вступает в силу закон выживания. Слабые просто пропадают.Чтобы этого не происходило, желательно, чтобы дети-сироты еще в государственных учреждениях проходили «школу выживания», учились бороться за свои права, ставить цели и задачи – и на завтра и на год вперед. Выпускник детского дома должен постараться начать жить отдельно, набивая полезные шишки и обретая опыт. Добровольцы, приходящие в детский дом, должны знать, что у выпускников этих учреждений есть такая острая проблема-«заноза» в перспективе и очень важно не позволить этой «занозе» войти вглубь сознания ребенка. Рисуя, танцуя, общаясь, надо выводить маленького человека на путь бойца за свою новую жизнь. Это ведь так важно для их и нашего будущего — чтобы «сиротская кучка» не становилась для детей дорогой к ранней могиле.
А.Гезалов
88007001684