Солнечная и лунная стороны души
Приходя в отделение ЦКПБ им. Ф.А. «ЦКПБ им.Ф.А.Усольцева» к девочкам-подросткам, я замечаю, что они часто находятся в состоянии тоски, скуки, отрешённости. Так обычно бывает, когда человек пребывает в изоляции. В этой ситуации важно поддержать человека, помочь ему найти способ быть на связи с миром. Мне захотелось предложить девочкам маленький эксперимент, чтобы открыть поиск своего «внутреннего ребёнка», источника жизни и силы. Такой поиск оживляет нас и даёт возможность иначе ощущать себя в этом мире. Как открыться и услышать необходимость заботиться о душе, находясь в изоляции от мира? C какими ориентирами можно свериться? Здесь может помочь арт-терапия, которая даёт возможность использовать элементы игры и творчества.
С девочками мы сделали арт-практику «Солнечная и лунная стороны души». В работе мы использовали листы белой бумаги, карандаши и маркеры. Чтобы найти творческое вдохновение, мы обратились к подсказкам из окружающей среды. Вспомнили о том, что люди видят днём и ночью в природе: днём – это свет, солнце, деревья, птицы, животные, много цвета, ночью – темнота, луна, звёзды, приглушённые цвета, неясные очертания окружающего мира.
Одна девочка рассказала, что любит гулять по Москве, вторая вспомнила про летние поездки на юг в дом к любимой бабушке, третья призналась, что любит мыть посуду, чтобы помогать маме, потому что в семье четверо детей и мама занята с ними. Так постепенно стали появляться солнечные (положительные) образы из жизни подростков: любимые дела, семейные традиции, любовь к семье, к самой себе и к своей внешности, к животным, к математике, к спорту, чтению, желание помогать близким, готовить.
Затем мы перешли к разговору о лунных (тёмных) сторонах души и нелюбимых делах. Не все нашли смелость открыть для себя тёмную сторону души, но у некоторых это получилось. Открылось неумение просить помощи у других, ранимость, обидчивость и грубость, частое плохое настроение, манипулятивность, отсутствие друзей, агрессивность, нелюбовь к школе.
Потом мы посадили за «круглый стол» солнечные и лунные стороны души, устроили между ними разговор. Что это за разговор такой? Это когда от имени одного образа можно что-то сказать или написать послание другому образу. Такой способ даёт возможность прикоснуться к тому, где живёт душевная боль. Потом, по желанию, девочки составили автопортреты.
По завершении арт-практики стало заметным, что напряжение на лицах детей сменилось улыбками, глаза заблестели, движения тела стали энергичными, свободными. Состояние скуки и тоски сменилось радостью, интересом к себе и миру. Атмосфера в комнате преобразилась.
Что стало важным итогом после арт-практики для девочек?
Возможность встретиться с разными частями своей души, иначе посмотреть на себя. Интегрировать отвергаемые части личности, стать целостным. Открыть доступ к внутренним ресурсам.
Вспомнить о семье, связаться с миром через любимые дела.
Наша встреча завершилась обнимашками. Это стало доброй традицией, когда мы дарим друг другу свое тепло.
Поддержать работу наших волонтёров и координаторов:
Проект #дети_больниц нужен, чтобы дарить детям душевное тепло!
Татьяна Бубличенко, психолог, арт-терапевт, Яна Александровна Ужегова, куратор проекта «Дети больниц»
Подписаться на рассылку новостей!