Благотворительный спектакль состоялся!
«Надо чтить потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — все равно: смотри и чти, смотри и не плюй…» — вот было бы хорошо, чтобы эти слова из бессмертной поэмы «Москва – Петушки» были напечатаны на больших баннерах. Это лучше, чем политические лозунги или цитаты вождей разных эпох.
Все есть у Венечки Ерофеева: и пронзительная библейская тоска, и вечная одиссея потерянного русского человека и матерные аллюзии на жизнь, слезы и любовь.
Спектакль по Ерофееву с песнями Вертинского, который прошел в пользу Наставнического центра Александра Гезалова в замечательном месте «Культурный центр «Покровские ворота»», заставил задуматься о многом. Правда, немногих. Аншлага не случилось, но несмотря на это Стас Свинцов отыграл по полной. Венедикту Васильевичу бы понравилось. Спектакль этот кто-то уже видел: Стас — один в роли лирического героя, в обнимку с чемоданом, в галантной бабочке, побывал уже на многих сценах в любительских фестивалях. Сомневаюсь, что именно так был одет герой, трясущийся в электричке до Петушков и обратно, но тут уж выбор художника, у каждого образ свой. Нужно отдать должное – отработать два часа почти беспрерывного монолога без всякой сцены, света и звука – это актерский подвиг.
Интересно было посмотреть и на сочетание Ерофеева и Вертинского – монологи лирического алкоголика разбавлялись романсами Вертинского (где-то даже с интонациями Александра Николаевича, что по мне — было лишним диссонансом). Думаю, что пение персонажа Вени и нужно было продемонстрировать с интонациями Вени, было бы органичнее. В целом, история получилась. И вдвойне удивительно, что многие в зале первоисточник не читали (это меня огорчает гораздо больше, чем театральные эксперименты). Стасу Свинцову пришлось даже некоторым после спектакля объяснять историю и смысл произведения.
Но самое главное – для Наставнического центра, который каждый день помогает бедным, униженным и оскорбленным людям (в том числе, в тех самых Петушках) – этот спектакль превратился в определенный экспириенс. Это новая попытка поговорить с людьми о проблемах и их решении, о наставничестве и благотворительности, поговорить в конце концов – о людях. Именно так, с людьми о людях. Многие воспринимают любые благотворительные перфомансы, как вторичные мероприятия. Но это, на мой взгляд, самая честная форма искусства и диалога со зрителем. Мы привыкли, что для общественных организаций едва ли не основная деятельность – просить о помощи, а тут по-другому: никто не просит, вместо этого предлагает обмен – искусство на добро. Такие встречи очень важны для всех. По-другому нам не понять, что помощь от нас кому-то нужна каждый день. Важно помнить об этом, лучше – деятельно. Театральное искусство по-своему напоминает модель благотворительности. Если на сцене ничего не произойдет, то и театра не получится. Так и в наставничестве, если никому не помогать, то и мир не изменить. Пожалуйста, не забывайте об этом. И в следующий раз, увидев афишку с надписью «Благотворительный спектакль/ концерт/ выставка/ хоровод etc.», обязательно идите туда. Это будет ваш способ творить благо. Так и изменим мир.
Видео — фрагменты спектакля.
Андрей Сорокин
Подпишитесь на рассылку новостей!