Памяти Клары Степановны Лучко

Памяти Клары Степановны Лучко

05.03.2023 Интервью 0

С Кларой Степановной Лучко я познакомился в середине 2000-х, когда работал администратором в Карельской филармонии и занимался приглашением артистов. Артисты — люди очень занятые: у них график, съёмки, выступления на телевидении и на радио. Клара Степановна, конечно, в то время была нарасхват. После выхода фильма «Цыган» она вообще стала мегазвездой Советского союза. И конечно, пригласить ее в скромную Карельскую филармонию было даже каким-то сумасшествием, потому что Клара Степановна очень много снималась в то время в других фильмах и ездила с гастролями. Но Карелия для нее был тогда неизведанный край.

Я тогда рискнул ей позвонить. Мне дали ее домашний номер, я набрал ее номер и стал, что, наверное, странно для администратора, рассказывать, какие у нас плохие поезда в сторону Карелии и Мурманска и соответственно какие у нас не очень хорошие гостиницы. И в конце сказал: «Клара Степановна, у нас к вам такая просьба: приезжайте к нам в Карелию». Она сказала: «Дайте мне некоторое время подумать и перезвоните». Я положил трубку.

Все те, кто находились рядом, крутили у виска, потому что так, конечно, нельзя разговаривать со звёздами, надо всячески приукрашивать ситуацию. Я понимал, что если я не скажу правду и она окажется в этих наших вагонах и гостиницах, у нее будут вопросы. Через какое-то время я ей позвонил. Клара Степановна, как ни странно, дала согласие и сказала, что благодаря тому, что я поступил так по-честному, она приедет в Карелию, но нужно выполнить ряд условий, которые потребуются для ее приезда.

Я тогда выехал в Москву, приехал на Котельническую набережную, где они жили с ее мужем Дмитрием Фёдоровичем Мамлееввм, и должен был ее сопроводить на том самом поезде, о котором рассказывал.

Мы как всегда бывает в Москве, опаздывали на поезд, потому что в Москве жуткие пробки, хотя казалось, что там совсем рядом Котельническая набережная от Ленинградского вокзала. Ну вот как-то так получилось, что мы опаздывали… Клара Степановна тогда спокойно сказала в такси: «Саша, будь что будет. Богу угодно, значит, доедем». Мы подъехали к вокзалу и так неспешно пошли к перрону, откуда должен был отправляться поезд. А поезд никуда не уехал. Оказалось, что какой-то министр опаздывал из-за пробок, и из-за него задержали отправление целого состава.

Мы пошли к вагону. Нас узнали начальник вагона и проводница Галина, с которой я до сих пор дружу, и проводили в вагон. Клава Степановна, конечно, ехала в отдельном купе. Было принято, чтобы актер такого уровня ехал один в купе. Я потом пришел к ней в купе на разговор.

Началось паломничество. Все узнали, что в вагоне едет Клара Степановна, и до самого отправления приходили и приносили какие-то цветы и напитки, чтобы взять автограф у Клары Степановны, которая, конечно, не отказывала, но в какой-то момент я почувствовал, что это пора прекращать, встал у самого купе и попросил у людей больше не приходить и дать отдохнуть этой великой актрисе.

Когда мы оказались в гостинице, я ее сразу доставил в гостиницу и вечером она давала свой концерт. Полный зал. Очень много почитателей ее таланта. Цветов. Очень интересный был формат, когда она показывала фильмы, в которых она снималась. А она снималась во многих: и у Пырьева, и у Александрова, и у других режиссёров. И какая-то волна любви людей, которые находились в зале, сильно подхватила ее. На этой волне мы проехали ещё несколько городов.

Очень примечательна была история в Кондопоге, когда надо было собрать зал. Я позвонил тогдашнему руководителю местного отдела культуры с просьбой распространить информацию о том, что приедет актриса, потребуется продать билеты и собрать людей. Она почему-то этого не сделала. В итоге чуть не получилось, что зал будет пустой, если бы я не позвонил тогда директору крупного завода с просьбой выкупить все билеты. Это было ближе к марту, как сейчас. Он выкупил все билеты. Деньги перечислили в Карельскую филармонию, и Клара Степановна приехала в битком забитый центр культуры, где прошла встреча. Море цветов, подарков…

А ещё однажды, по-моему это было в Сортавале, мы тоже там давали концерт, уже вечером какой-то пьяный депутат перепутал дверь и выбил дверь у Клары Степановны, которая уже отдыхала. Была разборка, и этого депутата вывезли, ее переместили в другой номер. А наутро я думал, что будет скандал и она уедет. Мы спустились в местный ресторан, но за завтраком я понял, что Клара Степановна ничего не скажет и не сделает: такой она была человек. Спокойно позавтракала и поехала на концерт. Хотя тот депутат всю ночь буйствовал: в такой ситуации очень сложно сохранять терпение. Опять были полные залы и обожание со стороны простых людей, которые принимали это всё с чистым сердцем.

Потом я ее доставил в Москву, за что получил нагоняй. Потому что отвозить ее в очень грязном мурманском поезде… Это было как раз то самое, с чего я начал, когда ей звонил. Я остался с ней в поезде, довез ее, помог ей подняться на этаж с кучей подарков. Она меня накормила украинским борщом, и с этого момента мы стали дружить. На следующий день, когда я вернулся, меня уволили за этот произвол из Карельской филармонии, но я стал близким другом Клары Степановны, с которым мы продолжили дружить до самой ее смерти.

Вот так иногда что-то теряя, мы обретаем людей. Лучше иногда что-то потерять, но найти настоящего друга, человека, коим была народная артистка Советского союза Клара Степановна Лучко. Вечная ей память.

Для газеты «Казённый дом» исправительных колоний

Рассказ Александра Гезалова

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.