Интервью директора для ДСЗН Москвы
Как наставничество помогает выпускникам столичных ЦССВ: интервью с руководителем «Наставнического центра Александра Гезалова»
Имя Александра Гезалова известно всем, кто интересуется темой помощи детям, лишившимся родителей, и выпускникам из организаций для детей-сирот. Сам в прошлом воспитанник детского дома, Александр уже много лет занимается профилактикой сиротства, поддержкой ребят, живущих в учреждениях и вступивших в самостоятельную жизнь. Весной 2020 года он создал АНО «Наставнический центр Александра Гезалова». Недавно Наставнический центр и Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства «Содействие» реализовали совместный проект: обучение по программе подготовки наставников прошли сотрудники государственных служб постинтернатного сопровождения.
− Александр, как вам пришла идея создания Наставнического центра?
− Уже больше 20 лет продвигаю тему «умной помощи» выпускникам детских домов. Выделить ее в отдельное направление работы подтолкнула пандемия. Именно самоизоляция показала, что тех, кто готов приезжать в детские дома, много. А тех, кто может качественно и правильно помогать выпускникам, оказалось меньше. Понял, что накопленный опыт по работе с выпускниками хорошо бы системно передавать другим. Так и появился наставнический центр.
Вместе с психологом Василиной Степановой мы подготовили курс для наставников. Каждый может пройти у нас обучение и решить для себя, может ли он этим заниматься. Будущие наставники начинают подготовку с написания эссе, потом изучают материал − порядка 12–15 часовых уроков, итогом также становится эссе. На сегодняшний день мы обучили около 120 человек, среди них 20 специалистов из организаций по постинтернатному сопровождению и жители города, желающие попробовать себя в качестве наставников. Наша задача − привлечь как можно больше специалистов, которые работают с выпускниками детских домов, и всех, кто хочет попробовать себя в качестве наставника. Тем, кто прошел у нас обучение, мы даем координаты организаций по постинтернатному сопровождению, которые могут прикрепить наставника к конкретному выпускнику и курировать их в дальнейшем. Задача материала − показать зоны риска, с которыми сталкивается человек, работающий с выпускниками детских домов, чтобы он мог адекватно воспринимать выпускника и знал, как ему помочь.
− Какими качествами должен обладать человек, который может стать успешным наставником?
− Нужно обладать мощным внутренним стержнем. Должны быть профессиональные фильтры, чтобы противостоять манипуляциям, к которым сироты порой склонны. Задача наставника − выстроить отношения так, чтобы возникли взаимные доверие и эмпатия, при этом наставничество − это некий костыль в хорошем смысле этого слова. Для того чтобы такие отношения сформировались, с ребенком нужно постоянно взаимодействовать. Я лично делаю это так: у нас с выпускником идет постоянный обмен информацией. Это может быть 50 разных вопросов, которые связаны с его жизнью: питанием, одеждой, гигиеной. «Пришли мне фотку того, что ты сегодня приготовил». И я присылаю в ответ. Показываю платежки за ЖКХ. Участие в жизни выпускника не должно быть навязчивым. Общение должно строиться по принципу: «У меня есть знания. Если ты захочешь, я тебе их передам». Один из главных принципов − не жалеть.
− Как завоевать доверие подопечного?
− Нужно показать, что вы − не «идеальный солдат», что тоже совершали ошибки, но достигли хороших результатов благодаря своим действиям и поступкам. Общение начинается с простых вещей: показать альбом, дипломы, рассказать, чем живешь. Я даже свои штрафы показываю. Ребята понимают, что перед ними просто человек, который добился всего своим трудом, у которого есть знания и он готов их передать. Если ты приходишь к сиротам, будь готов к тому, что тебя будут проверять. Не сможешь показать, что ты человек с активной жизненной позицией, — как наставник не состоишься.
− Есть ли те, кому нельзя помочь?
− Бывают разные ситуации. Важно знать, что происходило с ребенком, когда он жил в детском доме, какой у него был социальный статус, какой у него был значимый взрослый из сотрудников учреждения. Я рассказываю о том, что важно при работе в центрах содействия семейному воспитанию. Ребята выпускаются со своими установками, наставник должен их знать. Идеально, когда постоянный наставник работает с ребенком и пока он находится в организации, и после выпуска из нее. Наставник тогда будет знать его слабые места и сильные стороны заранее.
− Что помогло не потеряться в этом мире лично вам?
− Я выпустился из детского дома в 1984 году и сразу пошел работать на завод, при этом параллельно учился на сварщика-арматурщика. Просто понял, что надо трудиться. Теперь говорю ребятам: идите работать! Это важно для вас! Прожил в детдоме 16 лет, выпустился и поступил в ПТУ, немного поработал на заводе, а потом попал в армию − на подводную лодку. Три года на подводной лодке − то, что спасло меня. Мне все там объяснили, показали, научили, я оттуда вышел уже «зрелым моряком», знал, чего я хочу: сразу поступил в театральное училище.
− Как справиться с чувством одиночества, которое испытывают многие ребята после выпуска?
− Больше читать, слушать музыку, не сидеть в квартире, работать над собой. Я окончил три учебных заведения, сам научился играть на гитаре, занимался боксом, футболом, играл в теннис. У меня не было времени сидеть и горевать. Найти себе занятие по душе как раз может помочь наставник. Многие ребята боятся не справиться и предпочитают ничего не делать. Главное − позитивный взгляд на жизнь. Все решаемо.
− Как построить свою семью тому, кто не видел перед собой модели семьи в детстве?
− Я сам долго искал ответ на этот вопрос. Все зависит от того, как выпускник будет строить свое настоящее, используя свое прошлое. Нужно учиться преодолевать трудности. Опять-таки если в нужное время рядом будет наставник, который будет работать по конкретным проблемным точкам молодого человека, это может привести к тому, что в конце концов он или она будут готовы стать ответственными отцом или матерью.
− В начале весны у вас прошли подготовку специалисты уполномоченных организаций по постинтернатному патронату. Как вы оцениваете этот совместный опыт?
− Слушатели курса получили знания, которые помогут им посмотреть по-другому не только на воспитанников, но и на нас как на партнеров. Совершенно неправильно противопоставлять НКО и государственные организации. Во взаимодействии с государственным сектором мы можем сделать гораздо больше, чем отдельно. Те ресурсы, которыми обладаем мы и государство, взаимодополняемы.
Ирина Хромова, специалист по социальной работе семейного центра «Измайлово»: «Постинтернатным сопровождением выпускников ЦССВ я занимаюсь уже 4 года. Но наша работа − не статична, обучение и самосовершенствование всегда необходимо. Мне понравилось, как объясняет материал Александр Гезалов. Как облегчить для молодого человека переход из детства, где о тебе заботятся взрослые, к самостоятельной жизни, где ты уже должен отвечать за себя сам, − один из основных и непростых вопросов нашей работы. Александр уделил ему много времени».
Сергей Трофимлюк, замдиректора по социальной работе Ресурсного центра по вопросам опеки и попечительства «Содействие»:
«Помощь наставника − это дополнение к тем ресурсам, которые может предоставить молодым людям город. Безусловно, ребят начинают готовить к самостоятельной жизни еще в стенах учреждений: проводятся занятия по финансовой грамотности, обучающие мастер-классы по кулинарии и ведению быта, знакомство с интересными детям профессиями. Работают с воспитанниками и психологи центров, помогая юношам и девушкам преодолеть свои страхи перед вступлением во взрослую жизнь. После выпуска их сопровождают специалисты уполномоченных организаций по постинтернатному патронату. Они оказывают молодым людям юридическую, психологическую, социальную помощь. Юноши и девушки могут получать поддержку специалистов по постинтернатному сопровождению в той организации, где они выросли, или выбрать территориально удобную организацию для себя. Но дружеское плечо наставника, я считаю, точно не будет лишним. Чтобы стать успешным наставником, желания делать добро недостаточно, нужны специальные знания о психологических особенностях детей-сирот, методах и приемах работы с ними. Именно их и дает „Наставнический центр Александра Гезалова“. Эти знания полезны не только наставникам-волонтерам, но и специалистам, работающим в системе социальной защиты, они могут помочь взглянуть на свою работу под другим углом. Сотрудничество с некоммерческими организациями позволяет по-новому взглянуть на работу с выпускниками, понять, что именно нам нужно совершенствовать».