Мульт-терапия для детей Дома ребенка женской колонии

Мульт-терапия для детей Дома ребенка женской колонии

08.02.2021 Нужна помощь 0

В рамках работы Общественного совета УФСИН РФ по Владимирской области, Наставнический центр начинает реализацию проекта Мульттерапии для детей Дома ребенка женской колонии п. Головино. Несколько лет назад мы смогли открыть в учреждении сенсорную комнату и в продолжении проекта, хотим помогать детям преодолевать психологические проблемы через показ и обсуждение мультфильмов.

Для этого мы хотим закупить необходимое оборудование и другие расходы:

— экран,

— компьютер,

— проектор,

— оплату проезда специалистов.

Мульт-терапия, как часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. Мульт-терапия имеет здесь явные преимущества. В первую очередь, она решает проблему мотивации детей

Мульт-терапия, как часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. Это особенно важно для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так как обычные формы, такие как обучение в художественных школах, кружках и традиционные средства, которые там используются, часто оказываются для них невозможными. Как правило, у таких детей снижена учебная мотивация, бывают эмоциональные нарушения, гиперактивность или наоборот, заторможенность, высокая агрессивность, тревожность, нарушена концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, депрессивные состояния и т.д. В этом случае традиционные методы обучения оказываются малоэффективными.

Мульт-терапия имеет здесь явные преимущества. В первую очередь, она решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигая на второй план литературу, а часто и игру. Участие в создании мультфильма ,включение результатов его деятельности в общий контекст повышают самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному, интересному. Герои мультфильмов, даже отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже наоборот — этим героям сочувствуют, и тем самым снимается агрессия. Мультфильм, как правило, заканчивается позитивно. Он создают положительный эмоциональный настрой.

В отличие от других арт-терапевтических методик, мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография скульптура), литература, музыка .Очень важно, что здесь детям не говорят, что нужно делать и как, а пробуждают их собственную активность и фантазию. Задача педагога — умело направить идеи ребенка в русло создания позитивного совместного продукта. При этом важен принцип спонтанности и ценности творческого процесса, чтобы и детям и взрослым было интересно и радостно. Здесь нет ничего неправильного, главенствует принцип безусловного принятия всего, что исходит от ребенка. В групповой работе преодолевается эгоцентризм, развиваются навыки эффективного взаимодействия.

Главный козырь мульт-терапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг как у детей, так и взрослых, делающих первые шаги в анимации.

Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта — мультфильма.Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, неудачным, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает ребенку возможность осознать себя автором.

Эффективность работы зависит не только от метода, но и во многом от построения взаимоотношений педагога с детьми. По нашим наблюдениям мульт-терапией занимаются молодые психологи, волонтеры, сами имеющие высокий творческий потенциал и интерес к этому делу, поэтому и отношения с детьми строятся отлично от традиционных. Говоря языком транзактного анализа, педагог может занимать позиции Ребенка, которому и самому интересно участвовать в общей игре, позицию Взрослого — партнера, когда отношения строятся на равных, почти отсутствует позиция контролирующего Родителя, дающего оценки, делающего замечания. Здесь нет правильного и неправильного. Задача взрослого — связать спонтанные образы детей в целостную композицию, используя художественные приемы, найти интересную форму подачи сюжета.

В процессе мульт-терапии обнаруживаются ценностные ориентиры ребенка ,его способность видеть и понимать окружающий мир, осознаются жизненные установки. Придуманные ребенком истории и рисунки отражают его внутреннюю картину мира. Ее проецирование вовне позволяет трансформировать негативный опыт, создать желаемый образ. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства, грамотно писать и говорить. Во время создания мультфильма у ребенка развивается правое полушарие, ответственное за образы, задействованы литературная, музыкальная и речевая сферы.

Двигая фигурки перед камерой(метод перекладки), ребенок может легко освоить школьный курс кинематики. Изображая что-либо на бумаге или с помощью пластичных материалов, ребенок получает представления о формах, нахождении предметов в пространстве и т.д. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и психологического состояния героев.

Замечено, что в процессе мульт-терапии ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается. Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучке мультфильма начинает довольно четко говорить.

Особенностью мульт-терапии, отличающей её от других арт-терапевтических методик, является то, что собственный рисунок, который может показаться ребенку «некрасивым», неудачным на экране и в контексте коллективного творческого продукта, приобретает особую ценность и значимость. А уж когда созданный персонаж начинает оживать, это создает особое волшебство и чувство собственной значимости (могущественности).

Мульт-терапия позволяет ребёнку, находящимся в трудной жизненной ситуации, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации. Тем самым мульт-терапия является моделью сотворчества взрослых и детей.

Поддержать проект Мульт-терапии можно на сайте НЦ: https://nastavnik-gezalov.ru/campaign/tyuremnoe-sluzhenie/

Руководитель проекта «Тюремное детство» Гезалов Александр

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.