Отзыв о семинаре «Потертые ступеньки»
Не так давно Александр Гезалов провел семинар «Умный чемодан» для детей-сирот Якутии, вслед за ним стартовал новый, который называется «Потертые ступеньки». В начале самой встречи проговаривается основной ее посыл – « осмысление того, что было вчера и осмысление того, что мы сделаем сегодня».
Сами « ступеньки», заявленные Александром Самедовичем в теме, представляют собой путь человека, много лет тому назад оказавшегося в системе детского дома. Направлены «ступеньки» вверх, от самой первой до будущей новой. Возврат на нижние пройденные «ступеньки» предназначен для осмысления, обдумывания, являясь неким триггером движения вперед. А впереди цель, к которой необходимо подниматься все выше и выше.
После вступления Александр начинает рассказ своей жизни, сопровождая его презентацией. Будучи воспитанником детского дома Александр, был очень активным, играл в футбол, интересовался литературой, посещая литературные залы. Никто не заставлял его, не продвигал к этому, он просто сам этого хотел. Саморазвитием Александр Самедович начал заниматься, когда понял, что его не заберут родители, и он не будет жить в приемной семье. А понял он это чуть ли не с самого рождения. Первые « ступеньки» в его жизни это 16 лет жизни в 6 детских домах Владимирской области, окончание школы с тройками.
В 16 лет Гезалов Александр вышел из детского дома и поступил учиться на сварщика-арматурщика . Параллельно с учебой продолжал заниматься спортом (бокс, теннис, футбол), выступая на соревнованиях. В том же возрасте уже работал на заводе для того, чтобы понять, что собой представляет работа. Работы юный Александр не стеснялся, кем он только не был, дворником, охранником, сторожем, школьным работником. Поскольку детдомовских раньше очень боялись в жизни Александра Самедовича возникали трудности в коммуникации с определенными людьми. Последние три года первой пятилетней жизни «после детдома» он посвятил службе на атомной лодке, понимая и осознавая их как возможность саморазвития. Там Александр научился управлению, умению понимать людей, команде, работать вместе, терпению, принятию обстоятельств. Армия стала основой многого в его жизни. Эти пять лет стали второй «ступенькой» в его жизни.
Следующей стали годы в Карельском театральном училище, где Александр учился на режиссера самодеятельных театров, поскольку понял, что ему недостает умения общаться с людьми, умения самопрезентовать себя. В училище Александр научился петь, танцевать, играя на сцене училища. Он вел шоу-программы, был тамадой на свадьбах. В те же годы он продолжает заниматься спортом, сторониться вредных привычек, которых у него никогда не было. Тут он отмечает, что очень важно поддерживать свой режим, вставать по утрам, заниматься после занятий в училище, не бросать, поскольку это является основой самодисциплины. Поднимается тема прошлого семинара «Умный чемодан», на котором Александр презентовал важные алгоритмы жизни, « зубная щетка – бритва – расческа». От контактов со знакомыми ребятами из детских домов он отказался, поскольку чаще всего выпускники не дают друг другу двигаться, сбиваясь в стаи.
Через годы Александр Самедович создает общественную организацию «Равновесие», пишет книгу, переосмысливая жизнь в детском доме, занимается социальными проектами, кормит бездомных, посещает заключенных, поддерживает выпускников детских домов. Со знаниями, опытом и образованием Александр начинает активно вести общественную работу. У него появляется семья, дети и он переезжает в Москву.
Перед будущими выпускниками жизнь Александра Гезалова была как на ладони.
Четкие действия, с постоянным решением проблем, приобретенных в детском доме, постановка целей, соблюдение правил. Яркий и хороший пример для других. Ответ на вопрос « Как выпускник детского дома может выжить в новом для него мире?». Еще в самом начале Александр Самедович отметил главные условия, помогающие выпускнику детского дома успешно развиваться и двигаться вперед:
1. Люди, находящиеся рядом, которые помогают это делать
2. Желание самого выпускника начать менять свою жизнь
Второе условие является самым главным, ведь если у тебя есть настоящее желание менять свою жизнь, то возврат на предыдущую ступеньку не станет бегством с «протертых ступенек».
Подводя итоги своих «потертых ступенек» Александр сформулировал несколько важных составляющих своего успеха:
1. Видел цель ( знал чего хочет)
2. Доброта ( старался быть добрым)
3. Проницательность ( старался угадать в людях будущих друзей и коллег)
4. Порядочность ( старался не врать, не воровать)
5. Дальновидность ( прежде чем что-то сделать думал 15 раз)
6. Чтение ( много читал, развивая сознание)
7. Спорт ( занимался всегда спортом, мог постоять за себя и за других)
8. ЗОЖ ( не курил, не пил)
9. Чувство достоинства ( сохранял в сложных ситуациях честь, совесть, достоинство)
10. Наслаждение жизнью ( радовался и радуется каждому дню)
Вот таким личным примером Александр поделился с ребятами. Я считаю, что это очень важно и полезно. Мы видим как человек, выросший в системе, которая могла сломать его, сделал себя сам. Главный посыл семинара я для себя увидела вот в чем − твоя судьба в твоих руках, только ты сам создаешь «ступеньки» своей жизни, которая ведет тебя . Если ты не создашь сам, не проработаешь нынешнюю « ступеньку» , то не попадешь на следующую , а возможно что от долго застоя вовсе порушишь все пройденные.
Спасибо большое за то, что делитесь опытом Александр Самедович!
Поддержать проект обучения детей из детских домов можно здесь: https://nastavnik-gezalov.ru/campaign/umnyj-chemodan/
Ариана Татарченко, выпускница детского дома 2014г.