Буллинг среди детей и подростков
Новомодные слова заполонили медиа-пространство. Отчасти они помогают более взвешенно описать действительность.: Слово «буллинг» звучит как-то отстранённо и нейтрально, чем страшное слово «травля». Но от этого само явление лучше не становится.
Травят не только зверей на охоте. Травят детей в школах, секциях иногда даже детсадах. Что уж говорить о ДД. Там, как в любых закрытых коллективах, правило простое: выживает сильнейший. Хотя до поры до времени. Жертва часто становится палачом, а по выходе из интерната, снова превращается в жертву.
Травят в армии, в рабочих коллективах, в профессиональных сообществах и группах по интересам. Не хочется сейчас отвлекаться на конкретные примеры. Но среди фанатов и гонителей известного футболиста есть те, кто сами бывали в положении жертвы буллинга. То есть, проблема касается всех.Но самое страшное, когда объектом травли становится ребенок или подросток.
Почему они не обращаются за помощью?
Потому что знают, что это бессмысленно.
Потому что боятся.
Потому что стыдно.
Стыдно признаться, что тебя унижали, стыдно, когда ты сам чувствуешь себя виноватым в происходящем. У жертвы травли часто возникает комплекс вины. Особенно если травят с сексуальным подтекстом.
Цель – та же, что и во время травли животных: вызвать у жертвы панику, страдание и отчаяние, когда она видит бессмысленность попыток спастись. И гибнет.
Но неужели все, кто устраивают травлю, например, в классе, желают довести жертву до рокового конца? На самом деле, никто просто не думает о последствиях. В первую очередь те, кто травят, — чаще всего им просто весело. Не думают родители, не желающие ввязываться в муторные конфликты. Не думают педагоги, которые заботятся лишь о своих интересах, амбициях, о какой-то там иллюзорной чести класса и школы.
«Такого не может быть в нашей школе/классе!»
«Так он/она сам провоцировал!» (представьте себе ужас этой фразы для ребёнка, который и так не чувствовал никакой защиты).
«Они просто так шутят!»
«Так он/она же сам, добровольно…»
Дети, даже когда делают что-то добровольно, не могут нести полностью ответственности за свои действия. Они могут совершать ошибки, и это нормально. Но никакой их проступок не может оправдать травли.
Логика подсказывает, что и те, что травят себе подобного, тоже не могут полностью отвечать за свои действия. Откуда-то они узнали, что так можно: унижать и бить младшего, издеваться над слабым и при этом не отвечать за свои действия. Именно так им видится проявление силы. Примера другой силы, доброй, защитительной, у них, возможно, никогда и не было.
Самыми незащищенными оказываются дети, которые не сталкивались раньше с проявлением грубой агрессии. Те самые ботаны, очкарики, всезнайки. Им часто не интересны грубые шутки, увлечения большинства. Им и без того сложно в таком обществе.
С другой стороны, травля – естественное проявление животных инстинктов. Реализация охотничьего рефлекса. Но коль скоро мы люди, у нас для регулировки этих инстинктов есть закон. И он должен работать.
Что нельзя делать в ситуации буллинга:
— Говорить ребёнку, чтобы он не обращал внимания и был выше этого.
— Замалчивать эту проблему или спускать на тормозах.
— Идти самостоятельно разбираться с детьми — это тоже противоречит законным нормам.
Что нужно делать:
— Встать целиком на сторону ребёнка. Если его поведение противоречит каким-то вашим внутренним нормам, об этом можно будет поговорить с ним тет-а-тет, но не в обществе.
— Сказать учителю, директору, инициировать родительское собрание.
— Перевести ребёнка в другую школу — тоже может быть выходом. Но, если вы не разберётесь с тем, что произошло в этой, у ребёнка может закрепиться сознание того, что он лузер, что он всегда жертва.
— Если разговоры с директором не помогают, можно проконсультироваться с юристом. Иногда вполне достаточно написать письмо, даже в свободной форме, на имя директора с уведомлением о вручении. И припиской, что копия может быть направлена в Департамент образования. Обычно этот шаг сильно отрезвляет администрацию и заставляет действовать. — Если ребёнок находится в подавленном состоянии, стоит показаться психологу. Причём хорошо бы и родителю тоже прийти на прием.
Увы, буллинг это не просто шалость и хулиганство. И жертвы бывают вполне реальными.Война с ним – настоящая, со своей стратегией и тактикой. Как и любая война, она требует много сил, ресурсов и взвешенных решений. Только так можно победить в каждом конкретном случае. А будет ли когда-нибудь побеждено это зло окончательно, зависит, в том числе и от нас.
Поддержать наших психологов можно тут: https://nastavnik-gezalov.ru/pomoch-nastavnicheskomu…/
Ксения Данцигер,
Психолог Центра.