Когда ещё есть ресурсы
3. Наш приемный подросток вырос, но мы чувствовали в себе еще ресурсы, чтобы помогать детям в трудной жизненной ситуации. И вдруг я получила рассылку от одного из фондов, работающих с приемными детьми, с предложением поучаствовать в программе помощи детям подросткового возраста, живущим в детских домах.
Удивившись такому быстрому исполнению моих тайных желаний, я заполнила анкету и в течении полугода у нас с мужем была пара бесед с психологами, потом наступил ковидный локдаун и все стихло. Но вдруг в апреле на меня вышли психологи из фонда с вопросом, не хотим ли мы познакомиться и пообщаться с девушкой 16-ти лет из Владимирской области, Таней. Мать лишена прав, отца нет, младшая из пяти детей, все остальные также выросли в дет.домах, она осталась последняя. Сначала мы общались втроем — мы с мужем, Таня и психолог, но очень скоро обменялись телефонами и стали перезваниваться каждый день с Таней напрямую, в том числе и через видео звонки.
Как сказала позднее психолог, Таня воспряла духом буквально через неделю после начала нашего общения (это подтвердила косвенно и воспитатель через три месяца). Причем наше общение было совершенно обычное, мы не разговаривали ни о каких высоких материях, не вели психологические беседы, не учили ее жить. Мы просто рассказывали о том, что происходит у нас сегодня, а больше слушали ее: что делала, что думала, во что играла — и радовались или печалились вместе с ней.
На самом деле, даже этого достаточно, чтобы ребенок, который находится в учреждении, наконец почувствовал себя человеком, индивидуумом, не одним из группы, а личностью, которая интересна кому-то сама по себе. С которым общаются не по долгу службы, как это делают психолог или воспитатель, а просто так, интересуясь его жизнью безусловно.Такое общение в какой-то мере восполняет Тане недостаток того единственного значимого взрослого, который должен быть в жизни каждого ребенка с самого первого дня жизни, и который необходим для его правильного психического и физиологического развития.
В общем-то, поначалу нам с мужем этого показалось достаточным. Мы решали ее мелкие проблемы, которые могли решить на расстоянии, выслушивали, поддерживали и подумывали о том, чтобы пригласить Таню погостить к нам домой летом на месяц.
Печерская Мария