Нусыновляемая Россия

Нусыновляемая Россия

25.09.2020 Полезно знать 0

Насколько актуальны курсы приемных родителей? И что нужно, чтобы их организовать? Сейчас у нас есть школа приёмных родителей. Проблема в том, что большинство людей, которые хотят взять ребёнка из детского дома, собираются взять маленького, и это понятно. Без истории: вот он только родился, он ничего не помнит и не был в этом жестоком детском доме, не был в команде, не получил депривацию, госпитализм, и так далее. У нас очередь на таких детей колоссальная.

Возьмём, допустим, какую-нибудь Владимирскую область. У нас там в детских домах, допустим, 100 детей, а очередь — на 300 детей. Но почему-то они эти 100 не берут и они ждут, пока появится маленький. Но маленькие расходится по знакомым и друзьям, тех, кто этим владеет. Их немного, соответственно это решается в оперативном закрытом режиме. Посмотрите федеральную базу данных, и вы найдёте там из 40000 детей только 350 малышей и это на всю Россию. И то, в основном, все с ОВЗ. Вот они до федеральной базы не доходят. Поэтому потенциальные приемные родители будут стоять в этих очередях, пройдут обучение, будут бегать по детским домам, искать и никогда не найдут. Потому что у большинства нацеленность, конечно, на маленьких.

Хочется маленького ребёночка.Хочется, чтобы он был похож на них, чтобы он был такой маленький, компактненький. «Потом вот мы из него вырастим какого-нибудь там Мусоргского». Но все на самом деле по-другому. Реальность другая. И я постоянно получаю просьбы: «Помогите маленького ребёнка найти». Я же не могу своих детей отдать, правильно? Эксклюзив из этого «магазина» — эти маленькие дети — попадают в приемные семьи совсем по-другому маршруту.

Подготавливать родителей, конечно, надо. Но самое сложное заключается в том, что родителей готовят принять ребёнка из детского дома. Но их не готовят принять проблемы ребёнка из детского дома. И с ними работать. Это достаточно серьезный пробел. Чтобы понимать проблему ребёнка, с ним нужно соприкасаться не с момента, когда он попал в семью, а до того. То есть, перед тем, как взять в семью, вы уже знаете его, как облупленного, знаете его сложности, проблемы, его плюсы и минусы.

А тут получается, вы его увидели в федеральной базе данных, получили ШПР, прибежали, взяли, но с ним справляться не можете. Почему? Потому что у него свои какие-то вопросы, свои проблемы. Поэтому школа приемных родителей, конечно, нужна. Но нужно включить еще и кейсы добровольчества для приемных родителей. Это многие, кстати, делают. Изучают психологию воспитанников детских домов. Родители должны иметь возможность получать консультацию от различных независимых экспертов. Получать поддержку, сопровождение, повышать свои знания. А не просто: «Я вот получил лицензию на получение ребёнка из детского дома, и не хватает знаний, компетенций, потому что он себя ведёт совсем по-другому».

У нас фантазия одна: сейчас он нам будет благодарен, что мы его вырвали из детского дома. Он там был такой несчастный, сейчас он станет такой счастливый. Но через месяц он скажет: «Ребятки, везите-ка меня обратно в детский дом! Скучно у вас. Праздников нет, подарков нет». И так далее. Поэтому тут надо много вопросов решать. Ну и вопрос принятия ребёнка, конечно. Вопрос принятия с точки зрения личности, с точки зрения его истории, с точки зрения каких-то его проявлений. С этим надо, конечно, работать.

Опять по поводу законодательства. Законы прописаны давно, они все так или иначе работают. Вопрос в другом. Вопрос в исполнении этих законов и нравственное обоснование для проведения этих действий относительно семьи. В рамках сформированных государственных ценностей, которые задекларированы в законодательстве, нравственные аспекты не являются приоритетом в действиях с семьей. Нравственные аспекты: не заковывать в наручники, не врываться, не издеваться, не топтать и так далее. Здесь вопрос, опять же, насколько человечны люди, которые исполняют это законодательство… Они же могут исполнять его по-другому. Они же могут его исполнять с сердцем, с душой. Участвовать, понимать, как чему это приведёт.

Но так как они стоят на конвейере, им проще так, как есть. И это, наверное, вопрос выживания. Проще этот конвейер запускать. Если они будут заниматься вопросами сопровождения семьи, интересоваться проблемами семьи, проводить замеры, участвовать в трудоустройстве, в поиске и повышении квалификации, гуманитарной составляющей, сотрудничеством, их просто порвет. У них просто на это не хватит ни времени, ни сил. Поэтому механизм, заведённый 100 лет назад, продолжает работать в таком же ключе. Поэтому достаточно сложно сказать, как можно быстро все это решить. Убрать законодательство, убрать органы опеки, и поставить на их место социальные службы и отдать это все на аутсорсинг общественным организациям? Тут тоже есть вопросы.

У общественных организаций тоже есть ряд проблем – это отсутствие пула специалистов, которые могли бы разруливать ситуацию. Вот даже в той команде, в которой я некоторое время работал, люди, добровольцы – они же ещё где-то работают. Они все заняты. А для того, чтобы с работать семьей, возиться, выезжать на территорию, встречаться, приглашать, что требуется? Время. Получается, что добровольцы – это люди, которые могут исполнить небольшую часть задач. А вот для того, чтобы глубоко изучать, включаться, внедряться, получать ключи доверия, требуется, конечно, специалист по социальной работе. А ещё лучше – социальный работник, который даже просто осмотрев квартиру, уже мог бы выявить некоторые проблемы.

Вот я сейчас приведу пример. Вы, наверное, видели, я собирал деньги на мебель для девочки – выпускницы детского дома? Как я выявил, что ей нужна мебель? Казалось бы, я эту девочку не вижу, не знаю совершенно. Я просто говорю:

– А пришли-ка мне фотографию своей кухни. А к тебе добровольцы ходят?

– Да, ходят, 10 лет уже дружим. Приходят, приезжают.Она мне присылает фотографию. Я не знаю как вы, но я, как человек семейный, понимающий важность обстановки, уюта и так далее говорю:

– А где у тебя стулья, столы?

– Нету.

– А где они?

– А зачем? Я и на диване поем.

– Как на диване? А кухня зачем?

И вот начинаются препирания, обсуждение и так далее. А почему добровольцы не рассмотрели то, что увидел я? Вот я, по фотографии увидел, что необходимая мебель отсутствyет. Вот мне сейчас дайте фотографию вашей квартиры, и я по ней скажу психологическое состояние в вашем доме. Не потому, что там обои или шторы какого-то цвета. Общее состояние передается. И это нормально. Специалист должен все это увидеть. Тут речь не о скоромности, а о правильности выстраивания стратегий и предложений – тех ресурсов, которые необходимы для качественного выживания. Поэтому здесь нет скромности. Потому что здесь стоит вопрос просто выживания. Снайперы тоже скромные. Но при этом они убивают.

Гезалов А. С.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.