Нусыновляемая Россия
Насколько актуальны курсы приемных родителей? И что нужно, чтобы их организовать? Сейчас у нас есть школа приёмных родителей. Проблема в том, что большинство людей, которые хотят взять ребёнка из детского дома, собираются взять маленького, и это понятно. Без истории: вот он только родился, он ничего не помнит и не был в этом жестоком детском доме, не был в команде, не получил депривацию, госпитализм, и так далее. У нас очередь на таких детей колоссальная.
Возьмём, допустим, какую-нибудь Владимирскую область. У нас там в детских домах, допустим, 100 детей, а очередь — на 300 детей. Но почему-то они эти 100 не берут и они ждут, пока появится маленький. Но маленькие расходится по знакомым и друзьям, тех, кто этим владеет. Их немного, соответственно это решается в оперативном закрытом режиме. Посмотрите федеральную базу данных, и вы найдёте там из 40000 детей только 350 малышей и это на всю Россию. И то, в основном, все с ОВЗ. Вот они до федеральной базы не доходят. Поэтому потенциальные приемные родители будут стоять в этих очередях, пройдут обучение, будут бегать по детским домам, искать и никогда не найдут. Потому что у большинства нацеленность, конечно, на маленьких.
Хочется маленького ребёночка.Хочется, чтобы он был похож на них, чтобы он был такой маленький, компактненький. «Потом вот мы из него вырастим какого-нибудь там Мусоргского». Но все на самом деле по-другому. Реальность другая. И я постоянно получаю просьбы: «Помогите маленького ребёнка найти». Я же не могу своих детей отдать, правильно? Эксклюзив из этого «магазина» — эти маленькие дети — попадают в приемные семьи совсем по-другому маршруту.
Подготавливать родителей, конечно, надо. Но самое сложное заключается в том, что родителей готовят принять ребёнка из детского дома. Но их не готовят принять проблемы ребёнка из детского дома. И с ними работать. Это достаточно серьезный пробел. Чтобы понимать проблему ребёнка, с ним нужно соприкасаться не с момента, когда он попал в семью, а до того. То есть, перед тем, как взять в семью, вы уже знаете его, как облупленного, знаете его сложности, проблемы, его плюсы и минусы.
А тут получается, вы его увидели в федеральной базе данных, получили ШПР, прибежали, взяли, но с ним справляться не можете. Почему? Потому что у него свои какие-то вопросы, свои проблемы. Поэтому школа приемных родителей, конечно, нужна. Но нужно включить еще и кейсы добровольчества для приемных родителей. Это многие, кстати, делают. Изучают психологию воспитанников детских домов. Родители должны иметь возможность получать консультацию от различных независимых экспертов. Получать поддержку, сопровождение, повышать свои знания. А не просто: «Я вот получил лицензию на получение ребёнка из детского дома, и не хватает знаний, компетенций, потому что он себя ведёт совсем по-другому».
У нас фантазия одна: сейчас он нам будет благодарен, что мы его вырвали из детского дома. Он там был такой несчастный, сейчас он станет такой счастливый. Но через месяц он скажет: «Ребятки, везите-ка меня обратно в детский дом! Скучно у вас. Праздников нет, подарков нет». И так далее. Поэтому тут надо много вопросов решать. Ну и вопрос принятия ребёнка, конечно. Вопрос принятия с точки зрения личности, с точки зрения его истории, с точки зрения каких-то его проявлений. С этим надо, конечно, работать.
Опять по поводу законодательства. Законы прописаны давно, они все так или иначе работают. Вопрос в другом. Вопрос в исполнении этих законов и нравственное обоснование для проведения этих действий относительно семьи. В рамках сформированных государственных ценностей, которые задекларированы в законодательстве, нравственные аспекты не являются приоритетом в действиях с семьей. Нравственные аспекты: не заковывать в наручники, не врываться, не издеваться, не топтать и так далее. Здесь вопрос, опять же, насколько человечны люди, которые исполняют это законодательство… Они же могут исполнять его по-другому. Они же могут его исполнять с сердцем, с душой. Участвовать, понимать, как чему это приведёт.
Но так как они стоят на конвейере, им проще так, как есть. И это, наверное, вопрос выживания. Проще этот конвейер запускать. Если они будут заниматься вопросами сопровождения семьи, интересоваться проблемами семьи, проводить замеры, участвовать в трудоустройстве, в поиске и повышении квалификации, гуманитарной составляющей, сотрудничеством, их просто порвет. У них просто на это не хватит ни времени, ни сил. Поэтому механизм, заведённый 100 лет назад, продолжает работать в таком же ключе. Поэтому достаточно сложно сказать, как можно быстро все это решить. Убрать законодательство, убрать органы опеки, и поставить на их место социальные службы и отдать это все на аутсорсинг общественным организациям? Тут тоже есть вопросы.
У общественных организаций тоже есть ряд проблем – это отсутствие пула специалистов, которые могли бы разруливать ситуацию. Вот даже в той команде, в которой я некоторое время работал, люди, добровольцы – они же ещё где-то работают. Они все заняты. А для того, чтобы с работать семьей, возиться, выезжать на территорию, встречаться, приглашать, что требуется? Время. Получается, что добровольцы – это люди, которые могут исполнить небольшую часть задач. А вот для того, чтобы глубоко изучать, включаться, внедряться, получать ключи доверия, требуется, конечно, специалист по социальной работе. А ещё лучше – социальный работник, который даже просто осмотрев квартиру, уже мог бы выявить некоторые проблемы.
Вот я сейчас приведу пример. Вы, наверное, видели, я собирал деньги на мебель для девочки – выпускницы детского дома? Как я выявил, что ей нужна мебель? Казалось бы, я эту девочку не вижу, не знаю совершенно. Я просто говорю:
– А пришли-ка мне фотографию своей кухни. А к тебе добровольцы ходят?
– Да, ходят, 10 лет уже дружим. Приходят, приезжают.Она мне присылает фотографию. Я не знаю как вы, но я, как человек семейный, понимающий важность обстановки, уюта и так далее говорю:
– А где у тебя стулья, столы?
– Нету.
– А где они?
– А зачем? Я и на диване поем.
– Как на диване? А кухня зачем?
И вот начинаются препирания, обсуждение и так далее. А почему добровольцы не рассмотрели то, что увидел я? Вот я, по фотографии увидел, что необходимая мебель отсутствyет. Вот мне сейчас дайте фотографию вашей квартиры, и я по ней скажу психологическое состояние в вашем доме. Не потому, что там обои или шторы какого-то цвета. Общее состояние передается. И это нормально. Специалист должен все это увидеть. Тут речь не о скоромности, а о правильности выстраивания стратегий и предложений – тех ресурсов, которые необходимы для качественного выживания. Поэтому здесь нет скромности. Потому что здесь стоит вопрос просто выживания. Снайперы тоже скромные. Но при этом они убивают.
Гезалов А. С.