Как сироте найти свой путь?

Как сироте найти свой путь?

16.09.2020 Интервью 0

Александр Самедович, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? И КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕСТЬ У ВАШЕГО ЦЕНТРА?

Я уже 21 год транслирую умную помощь выпускникам детских домов, занимаюсь просвещением, обучением, методическим обоснованием, лично участвую в жизни ребят, которые мне попадаются на пути. Это больше просвещение, потому что просвещение — это основной тренд. Но в связи с тем, что рядом есть люди, которые готовы помогать, но не обладают уникальной возможностью говорить от имени выпускников, воспитанников , им определено направление гуманитарной составляющей. Поэтому существует две субстанции, первое — это то , что я могу передать качественный опыт своей жизни, показать путь тем ,кто помогает и тем кто нуждается, второе — гуманитарная помощь. Я очень сдерживался от того, чтобы сделать что-то брендированное, но в связи с тем , что ситуация кардинально поменялась , я понял, что нужно эту историю воплотить в жизнь.

Поэтому ложную стеснительностью в один момент убрал и решил, что необходимо сделать что-то именное, это работает намного лучше, чем нечто «мы помогаем». Мы помогаем ,потому что есть История , путь, постижение, опыт и знания. Поэтому после создания фонда людям стало проще воспринимать и начать действовать. А с этим тоже большая проблема, как действовать? Когда действовать? Что делать? Как делать? Как не ошибиться? И вот это «как» я стараюсь нивелировать за счет своего житейского опыта, знаний.

КАКИЕ ВЫ ВИДИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ?

Основная проблема — это принятие себя, связано это с тем, что ребёнок не может себя ни с кем соотнести, потому что то с чем себя он соотносит — детский дом — во-первых, это достаточно суррогатно, а во-вторых, он же это покидает и все что вокруг существовало оказывается совершенно не нужно в будущем. Получается , что ребёнку необходимо себя по новой переродить, переосмыслить, пустить новые корни, понять откуда он, кто он, не бояться двигаться вперёд. Боязнь заключается в слабых знаниях, выпускник наталкиваясь на определенные преграды, не обладает компетенцией их преодоления, когда таких ситуаций становится слишком много наступает момент когда ребёнок разочаровывается в себе.

Когда разочарование его постигает, он начинает жить жизнью выживающего человека, он играет в Ди Каприо, хочет Оскар , но не знает как его получить, чтобы не сознаться, что дело только в нем самом. Это закладывается в самой системе, ответственность на системе, ответственное решение на системе, обеспечение на системе. Поэтому когда ребёнок выходит из детского дома, вся жизненная махина на него наваливается и он не способен с ней справиться. В определенном психологическом аспекте включается машинка самоуничтожения, потому что созидательного воззрения на жизнь и ключей созидания он в себе не обнаруживает , и когда он уже не способен это обнаружить и начать воспроизводить у него появляется огорчение, которое переходит в злость, в алкоголь, наркотики , в самоубийство. К сожалению, такой процент сирот высок.

КАК НАЙТИ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?

Во-первых, сама система — она не жизнеспособна, ее необходимо убирать. Необходимо, чтобы ребёнок созидал себя, а для этого нужен значимый взрослый. Получается , что он не может выделить в этой системе важные концептуальные вещи: восприятие, информация, отношение, внимание, общение, уважение, контакт и тд. Поэтому необходимо убирать эти учреждения и сразу же находить семьи для детей, у которых сложилась непростая жизненная ситуация. Только институт семьи сможет дать конкретное выделенное детско-родительское отношения.

ПРИМЕРЫ ЛЮДЕЙ , КОТОРЫЕ ВЫШЛИ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ.

Примеров очень много, они все разные , полярные ,но выживших выпускников детских домов буквально единицы ( на пальцах одной руки можно пересчитать ). Статистика очень неприятная: 90% погибает до 40 лет, даже 95%. Шествие по жизни , оно ведь не определяется квартирой , машиной, дачей — оно определяется ощущением себя как человека , способного жить и ощущать радость от жизни. А когда человек не ощущает радости от жизни вы можете ему сверкать , можете брать его на дискотеки, но вот то о чем я говорил ранее, если нету вот этого состояния радости от жизни , то такой человек — погибает.

И у меня есть истории , когда один выпускник, например , стал полномочным по правам ребёнка , при этом в его группе 88% ребят погибли. Это не является критерием эффективности работ учреждения , с точки зрения «вот смотрите он стал успешным, он помогает детям и т.д.», наоборот — это серьёзный сбой. Должны выйти 88% или 99% вот таких вот уполномоченных, а получается , что вышел только один. Есть мальчик , с которым я взаимодействовал и через какой-то момент он сел в тюрьму за убийство, и два моих брата , после жизни в детском доме сели по 10 лет в тюрьму.

Я думаю , что этого достаточно. Есть вот девочка , которая родила двоих, все у неё нормально , живет. Но все завит от каких-то непонятных порой стечений обстоятельств, например, когда рядом окажется значимый взрослый или мощнейшая генетическая составляющая, которая заставляет человека бороться за своё будущее. Историй много , вокруг меня очень много , но самое основное это то , каким образом человек находит или не находит себя , после того как он пострадал вот в этом «концлагере», я детский дом по другому назвать не могу.

ЧТО БЫ ВЫ СКАЗАЛИ РОДИТЕЛЯМ , КОТОРЫЕ ОПАСАЮТСЯ БРАТЬ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКОГО ДОМА?

Правильно опасаются. Дело в том, что у нас сейчас в России ситуация очень с одной стороны понятная, а с другой стороны — странная. Значит у нас порядка трёхсот тысяч человек стоит в очереди на маленьких детей. Очередь на старших воспитанников , которые находятся в детских домах — просто отсутствует. И она отсутствует прежде всего, потому что, вот допустим в Москве в том году взяли семьи 127 детей , а вернули почти 500. Вот вам и ответ. Смелость не является критерием того , что ты вернёшь ребёнка , и конечно то , что сегодня у нас есть дети-сироты это отражение общества. Детские дома — это отражение общества. Поэтому , то количество людей , которое может или могли бы , или хотели бы взять детей — оно адекватно тому , что желающих , и самое главное, ресурсных очень мало. А фактически их даже нет. Помимо того , что человек хочет взять ребёнка из детского дома , в самой системе координат этих людей присутствуют значительные проблемы.

Сталкиваешься с различными несправедливостями, сложностями, например : в поликлинике , в суде, в транспорте и тд. То есть общественное пространство — это больно. Вот и все. Поэтому здесь помимо психологической истории и знаний , опыта нужно это просто осознавать , что сегодня происходит с обществом : с людьми , с гражданами , с детьми , с семьями , с родителями. Потому что в покорёженное общество , брать покорёженных детей это очень сложно очень. Не светлое общество сейчас у нас , понимаете….. Мне тоже многие пишут , вот я вернула… А что я могу сказать этому человеку? И обвинять нельзя , и я понимаю его. Потому что есть определённые мифы о детях-сиротах ,есть то , что действительно справедливо , но с этим нужно уметь жить и работать. Сиротка может взять и разрушить семью , при чем он будет в этом не виновата , просто вот так вот получается. Ибо так он воспитан.

ПОЧЕМУ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ НЕЭФФЕКТИВНА , НУЖНО ЗАМЕРЯТЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ НА ВЫХОДЕ , НО КАК ЭТО СДЕЛАТЬ ?

Это комплексная история , потому что я говорю о наставничестве. Сегодня утром проснулся и подумал , что надо написать статью «Древо-наставничество», это когда ребёнок заходит в систему и вместе с ним заходит наставник и там пытается ему помогать. Это такой помогающий человек , который не даёт ребёнку там ухудшиться, сильно измениться, сломаться. Главное не сломаться. И вот этот человек совместно с ребёнком помогает ему все улучшения в себе как-то обнаружить и ,если правильно помогать, то такой ребёнок может обрести семью и действительно устроиться и продолжать шествовать по жизни вместе с этим вот помогающим.

Потому что он его знал и в системе и на выходе. И тогда будет эффективность , а это как раз вопрос к наставническому сопровождению. То есть не просто там, ну подхватили выпускника , а потом он взял и сбежал от нас, ибо он не знает этого человека. Но и замерить его социальную зрелость через социальный такой экзамен, когда мы проверяем не знания школ, хотя это тоже важно, а проверяем его вообще на осознание себя как личности и как человека, способного отвечать за себя, способного говорить , способного конструировать , моделировать и решать какие-то конкретные вопросы.

Допустим 3 вопроса , 2 из которых практического характера и 1 философского. Например : кем ты себя видишь в будущем ? К примеру, он там начнёт говорить какую-то фигню. И ты понимаешь , кого мы выпускаем? А может быть это очень важно зафиксировать и потом уже делать маршрут и показать системе кого мы подготовили , смотрите, даже трёх слов связать не может. Или он не может , или не хочет отвечать , то есть не мы так подготовили , а вы. Ну и тогда в этом будет некий вызов , будет смысл. А так это все , знаете , когда костыль вдруг появляется , а ребёнок не хромает или наоборот , он сильно хромает , а костыля нет.

ПОЖЕЛАНИЕ ВЫПУСКНИКАМ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Я уверен, что пока мы так живём у нас будут детские дома, к сожалению, то как мы все живем сейчас, то как все мы существуем , тем более большинство детей находится в детских домах не потому, что их родители алкаши или наркоманы. Разные могут быть аспекты : это и социальная незрелость родителей , это и бедность , это и какая-то запущенность. Основное ,конечно, это то , чтобы ответственность на себя за вот то , что происходит с ребёнком брали те , кто за это отвечает и получает зарплату. Если директор детского дома чувствует , что чего-то не хватает или нет ресурсов педагогических , воспитательных , психологических — активней вовлекать людей извне , так называемых агентов влияния.

Во все времена будь это сегодня, через 300 или 1000 лет , только человек человеку сможет передать нечто ценное. Когда ребёнок находится в житейском неведение, то только тот человек , которому не все равно ,который смотрит на него пристально и понимает , что если сейчас ему не поможет , то завтра ему уже не успеешь помочь. Вот такие люди — люди как люди , я б сказал. Тогда будет максимальное количество детей , которое потом встроится в жизнь , в общество , потому что им есть зачем и с кем это делать.

Записала Кристина Иванова

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.