Про семинар в Саратове
Вчера проводил семинар в Саратове — «От добровольческого туризма в детских домах к наставничеству». Народу было не много. Тема очень узкая и специфическая. Пришло человек двадцать.Уже очень опытных и знающих тему людей, многие уже и наставники и приемные родители. Но как мне показалось, то, о чем я говорил, не только были близки сидящем в уютном кафе «Арабелла», но и многое оказалось новым для слушателей. Возможно глубина проработки материала, наличие жизненного опыта и привезенных методических пособий, технологии работы с детьми из детских домов.
Первое что я сделал, поставил на стол детскую бутылочку с молоком и объяснил почему то, чем мы занимаемся заложен в летящей в будущее детской бутылочки. И это стало началом, выходом на новые уровни понимания важности личной и системной поддержки детей в детских домах. Именно поддержки, а не развлечения и прочих тимбилдингов. Постарался объяснить важность изучения «входа» ребёнка из одной травмирующей ситуации — изъятия из семьи, в новую травмирующую среду — детский дом. Клиническое обследование состояния ребёнка. Ведь очень важно поддержать ребёнка «здесь и сейчас», перенесшего утрату семьи, территории, друзей и знакомых. В системе детского дома это делать и некому и некогда. Происходит попадание на горячую в новую орбиту жизни. Ведь новый «выход» ребёнка из детского дома, будет опять происходит на горячую. И никто не отслеживает его готовность к новой жизни. И здесь, крайне важно проверить то, как готовит к социализации система, наставники и сам ребёнок. Раз в год проводить СОЦИАЛЬНЫЙ ЕГЭ (социальный тест) на жизнестойкость. Понять то, что не смогли дать необходимого система, провести анализ и дать новые рекомендации и себе и детскому дому.
Далее предложил осмыслить то, что происходит с ребёнком уже в самой системе, какие происходят изменения в его сознании, приводящие к тому, что попадая в приёмную семью начинает вести себя не как ребёнок из семьи, а как ребёнок получивший госпитальный синдром. Потом с трудом встраивающийся в общество. Болезненно переживающий свою новую идентификацию — инаковость. То, что будет мешать очень длительное время.
Мы рассмотрели ключи этой самой поддержки, формирование предложения, от которого не откажется ни система, ни сам ребёнок. И что весьма важно, каждый раз изучать динамику его личностного развития. Искать технологии и методы, повышающие его жизнестойкость не в системе детского дома, а за его забором. Максимальную интеграцию с внешним пространством. Оценку его личных усилий для преодоления сиротского я. Были рассмотрены эти самые технологии и методы, начиная от семинаров и тренингов, тренинговых квартир и адаптационных лагерей. И важность прикрепления к ребёнку внешнего агента влияния, вносящего в мир детского дома то, что не может и не успевает сделать система. Тут же провел семинар «Умный чемодан», через него показав важность натуралистичного взаимодействия. Если мы говорим о том, что важно получать образование, показать диплом, или оплатить свое жилье, показать квитанцию. И так далее..
Далее были проведены презентации новых пособий, который разобрали одним махом. Пособия, в которых раскрывается суть деятельности тех, кто хочет умно помогать воспитанникам и выпускникам детских домов «Шпаргалка для добровольцев», «Наставнику над ребёнком из детского дома», «Просто о сложном» (для детей из детских домов). Также передал пособия «Научись помогать» своих соавторов Матвей Масальцев и Pavel Fedosov. Потом были открыты на вопросы, общее фотографирования и обмен мнениями.
Выражаю признательность организаторам семинар кафе «Арабелла» и лично Anastasia Mikhaylova, за тёплый прием. Надеюсь, что польза была… Такие встречи подходят чаще всего за мой счёт, но понимая всю важность просвещения — еду. Продолжим. Все не зря…
Ваш,Гезалов А.С.