Часть вторая: Внутри воды

Часть вторая: Внутри воды

08.09.2020 Полезно знать 0

В первой части своего обращения к будущим наставникам я писал о важности сопровождения ребенка только входящего в систему детского дома. Не встречать выходящего выпускника, а выходить из учреждения в новый мир вместе. Это важно для самого ребенка, так и для сопровождающего лица. Еще раз хотелось бы вернутся к тому, что траектория попадания ребенка может быть очень разной, но всегда травматичной, будь это изъятие или отобрание из неблагополучной семьи или в ситуации крайней бедности. Таких случаев весьма хватает. Я уже писал о сложностях с которыми сталкивается ребенок внутри системы, как раз именно они могут привести к социализирующему краху выпускникам после того, как он окажется в новой системе координат.

Болевая адаптация

Ведь попавший в детский дом ребенок может начать снижать показатели, которые были у него до попадания в систему. И связано это с дискомфортом возникшем при пересечении границы системы, на горячую. К примеру в исправительной системе осужденного не сразу запускают в отряд, а дают возможность принять новые правила и кодексы арестантской жизни, чтобы осужденный не попал сразу в незнакомую среду, пережил некоторые утраты и только тогда его переводят в отряд.Ребенка же передают в систему сразу и уже надолго.

Сопровождающий ребенка наставник обязан понимать все то, что происходит с подопечным в рамках системы. Заказать услугу на обследование «пожара» ребенка, пригласив для этого клинического психолога. Который проведя обследование поможет выстроить ИПР (маршрут поддержки) воспитанника учреждений. Подготавливая ребенка к тому, что ему придется действовать согласно построенного плана действий. Это вопросы образования, занятости и досуга, посещения секции или кружка, взаимодействие с родственниками ребенка.

Также весьма важно поддерживать ребенка во момент встраивания его в иерархию детского коллектива, где возможны конфликты с уже «опытными» воспитанниками. Например мне в детском доме не хватало знаний взаимодействия с некоторыми сотрудницами и сотрудниками, имевших ко мне некоторые предубеждения. И как снизить накал негативного к себе отношения я не знал. Выбрав путь противостояния я безусловно проигрывал сотрудникам, это негативно отразилось в точке соприкосновения уже в общежитии, когда опять же некоторые сотрудники относились ко мне мягко говоря не адекватно из-за моего детдомовского прошлого.Я отвечал им тем же, что приводило к болезненным конфликтам.Все это из-за того, что не было опыта сотрудничества. Если бы рядом был бы человек, который индивидуально научил решать конфликты еще в стенах детского дома, противостояний было гораздо меньше и меньшего урона сторонам. Это также касается и вопросов образования, когда в определенный момент происходит подмена жизненных ценностей, где в основе лежит имеющееся материальное благополучие – еда, сон, развлечения, подарки. Когда все это приобретается не за счет собственного труда, а потому что положено по закону. Привыкая получать все не напрягаясь приводит к тому, что уже через какое-то время вопрос образования отпадает сам собой – зачем напрягаться, когда все тепло и хорошо.

Детдомовское шапито

Общаясь с воспитанниками детских домов замечаешь определенный перекос в их жизни, ожидание постоянного развлечения, мало того, что их развлекает система, их развлекает еще много кто – концертные коллективы, добровольцы и так далее. Никто не останавливает этот паровоз людей, наносящих пожалуй самый значительный урон сознанию детей. Им самим распознать это кривизну весьма сложно, они дети и принимают все на веру, перестают хорошо учиться не только из-за того, что их изъяли из семьи, тем самым нанеся травму, а и постоянных нескончаемых (порой второсортных) развлечениях. Наставник просто обязан сделать все, чтобы отсечь своего подопечного от этого шапито, объяснять опасность сидения в концертных залах учреждения, нацеливание его на получение как качественного образования, так и достижений в спорте и культуре. Все это будет заметно перед покиданием стен детского дома, когда вдруг понявшие выпускники осознают что не готовы к будущей жизни, потеряв драгоценное время и начнут совершать ошибки уже в первые дни после того, как покинули стены детского дома.

Если наставник выстроил маршрут таким образом, что большее время тратил со своим подопечным на получение знаний, походы в магазин, аптеки, учил коммуникации в обществе, подсказывал как действовать в тех или иных ситуациях, у наставляемого накопились необходимые знания, которые он будет использовать в новой среде обитания. У системы нет такой возможности это делать – нет умений, навыков, знаний и индивидуализации отношений. И еще не секрет что многие воспитанники совершают преступления еще в самой системе, где все им сходит с рук. Когда же они начинают совершать преступления за порогом учреждений, это приводит к тому, что значительная часть воспитанников уже через три года присаживается на нары. Попав в исправительную колонию вдруг узнают, что она очень похожа на детский дом, только для взрослых людей.

Замер жизнестойкости

В ряде регионов уже применяется практика социальный экзамен для будущих выпускников сиротских учреждений. Так получилось, что мне удалось это внедрить в сознание, когда мы замеряем не образовательный уровень воспитанника, а уровень социальной зрелости, способности отвечать на возникающие вызовы, делать ответственные шаги и решения. Этим самым мы замеряем не только жизнестойкость выпускника, но и замеряем проблемные зоны в подготовке ребенка самой системой. Предлагаем ей изменить вектор подготовки детей к будущей самостоятельной жизни, но и предложить самый эффективный метод – наставничество над конкретным ребенком еще в системе и потом.

Если в вас есть вопрос, вы можете задать их здесь или на мейл — nastavnikgezalov@gmail.com

Ваш,Гезалов Александр

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.