Наставническое дерево

Наставническое дерево

07.09.2020 Полезно знать 0

Часть первая

Войти вместе в воду

Меня часто спрашивают о том, почему так важно начать помогать воспитаннику детского дома с самого «входа» в систему учреждение? Почему не подхватывать его на выходе, какие могут возникнуть проблемы, ведь выпускнику некуда деться? Ответ очень прост- чем раньше мы начнем поддерживать ребенка в сиротской системе, тем проще будет и ему и вам тогда, когда он будет покидать стены знакомого «дома». Но помимо этого если наставник понимает важность сопровождения ребенка в системе, вхождение ребенка в систему будет не так болезненно.Ведь всякое неизведанное может привести к разным последствиям. А встраивание ребенка в новое пространство это всегда болезненно. Простой перевод из школы в школу весьма болезнен, а тут попадание ребенка в детский дом. А если учитывать то, как происходит это «встраивание» можно понять что это целая трагедия. Вырванный из привычного гнезда ребенок с трудом переживает новые вводные. Это не только питание или сон, но и новые и непривычные отношения, новый язык и общее давление системы. Все то, что ломает психическое здоровье.

Система не изучает личных качеств и потребностей ребенка, а предлагает «сервис» для всех одинаковый, вне зависимости от личных устроений– принимай или умри. В системе нет личных отношений, все построено на командно-административном отношении – сильный слабому, без возможности задать волнующий вопрос и уточнить то, что важно. Через время поняв, что система не успевает за запросом, ребенок перестает искать в системе партнерства, просто живет и выживает. И это весьма важный аспект – молчание системы, по сути, ребенок продолжает искать ответы и помощь пришедшего за ним наставника крайне важна. Возможность решать свой детский вопрос влияет на развитие будущего ребенка. Или когда у ребенка продолжается стресс или развивается депрессия, утрата отношений с близкими людьми, опять же наставник может нивелировать эту недостачу.

Втискивание ребенка в систему происходит максимально болезненно, то, предлагает система не может негативно отразится на состоянии ребенка. Ему придется самому распознать детскую иерархию и понять там свое место, принять новые правила жизни и если есть ресурсы начать борьбу за свое существованию. Это может начать мешать системе и она начнет искать возможности либо разъяснить ребенку его место, либо лечить, отправляя ребенка в психиатрические больницы. Принятие ребенком правил игры с одной стороны важен для системы, но губителен для самого ребенка, ведь принимая правила он признает невозможности иметь право на личную идентификацию. Сдавшейся ребенок становится уже частью системы, упрощает влияние на себя и разные фазы отношений. Это останавливает его развитие, приводящие к необратимым процессам в волевой и ролевой сфере. Как раз то, что аукнется уже выпускнику детского дома, когда утратив желание развиваться и быть собой, приводит к подмене сущности выпускника. Имея такую память отношений и делегированных системе решений, приведет к новому стрессу – ПЖН (полная жизненная неспособность). Задача пришедшего за ребенком наставника – не допустить ухудшения состояния ребенка и его максимальная поддержка, которая приведет к попаданию с приемную семью, либо положительно повлияет на будущую социализацию. По сути, в рамках такой помощи будут отращиваться первые корни наставнического древа.

Учитывая то, что большинство детей попадая в систему детского дома не проходят клинического обследования, не имеют маршрут реабилитации и психологической поддержки, можно с уверенностью сказать, что большинство детей «полыхают» внутренним пожаром, задача сопровождающего наставника помочь ребенку не выгореть.

Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится, — Не станет дерева, ни вас».

Продолжение следует…

Ваш,Гезалов Александр

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.