Умная помощь сиротам

Умная помощь сиротам

13.07.2020 Полезно знать 0
Дети в маскарадных костюмах

Если ты принял решение помогать воспитанникам и выпускникам детских домов, то прежде всего необходимо получить знания и умения. Зачастую добровольцы и просто те люди, которые так рьяно пытаются оказать помощь детям-сиротам, желают оказать влияние на систему сиротства именно через классическое образование, воспитание (хотя, и это, несомненно, важно) и занятия самодеятельностью. Но здесь важно понимать, что воспитание и помощь сиротской душе надо оказывать только чувствами, отдавая им часть своей души. Не столь важны подарки и игрушки, и более того, — помощь не должна быть губительной. То есть помощь не должна мешать внутреннему росту ребенка.

Именно поэтому так важно напоминать сегодня о том, что невозможно купить то, что не продается. Невозможно залечить игрушкой душевную рану человека. Любая помощь должна быть осмысленной, с явным пониманием того, что акцент должен делаться ни на сиюминутной радости ребенка, а на его дальнейшем личностном становлении.

Хотелось бы выделить наиболее значимые пункты, относительно того, что важно в воспитании детей-сирот:

• социализация ребенка (посещение различных кружков и секций);

• становление ребенка как личности, поиск самого себя, собственного пути;

• выбор профессии, базовое знакомство с какой-либо профессиональной деятельностью;

• всестороннее интеллектуальное развитие (обучение в школе, выявление интересных для каждого ребенка предметов, чтение);

• вопросы семьи, любви и взаимоотношений между детьми и родителями (каким родителем быть самому в будущем?);

• вопрос веры (вера в человека, общество, государство, вера в религиозном понимании).

Помните, что необязательно быть общественной организацией, достаточно включиться в жизнь ребенка и не отпускать его руку ровно столько, пока он не встанет на ноги. Это может быть и наставничество, и иные формы сотрудничества. Но так важно увидеть результат именно в одном ребенке, а не в тысяче. Ведь это и есть критерий эффективности — когда мы видим конкретного ребенка с конкретными изменениями. Вот он стал лучше учиться, старается делать уроки, читать книжки или посещать спортивную секцию.

Из наших наблюдений: дети-сироты четко делятся на четыре основных типажа, коих мы определили так: «зайчики», «лисички», «волчата» и «медвежата». В детдомовской среде может быть много «зайчиков», несколько «лисичек», «волчат», и один-два «медвежонка». Подобное типологическое разделение сирот на группы было сделано на основе личного опыта жизни в детском доме Александра Гезалова и рефлексии — уже в ранге общественного наблюдателя.

«Зайчики»

Это дети, явно отстающие по развитию от одноклассников, робкие, молчаливые, трусливые, пасующие перед остальными детьми. Их легко узнать по внешнему виду, выражению глаз, одежде, поведенческой линии. На них не обращают внимания, они получают подзатыльники от «своих» и «чужих». У них все отбирают более ловкие, привыкшие к детдомовской жизни ребята. Таких детей может быть большинство в группе. Во время раздачи подарков они нерешительно стоят в стороне и подбегают за своей долей последними. Из-за отсутствия навыков борьбы за свои права и будущее такие дети дольше других выпускников не попадают в жизненные переплеты.

«Лисята»

Физически «лисята» под стать «зайчикам», но у них есть небольшие преимущества — врожденная изворотливость, ум, сноровка. Они уже обладают навыками выживания в этой среде, знают, «где взять» тот или иной ресурс, умеют ладить с персоналом и другими детьми, даже со старшими. Таких ребят — улыбчивых, открытых, активных, успешных в учебе — в группе может быть двое или трое. Они на виду — первыми несутся к гостям получать подарки (с оглядкой на «волчат» и «медведей»), но при этом готовы отдать все гостинцы более сильным однокашникам. Обладая навыками добытчиков, «лисята» не обижают «зайчат», ладят с «волчатами» и «медведем». В самостоятельной жизни чаще всего устраиваются лучше других.

«Волчата»

Эти ребята обладают лучшими физическими данными, нежели «зайчики» и «лисята». Они более дерзкие, умеют реализовывать свои «хочу» различными, часто агрессивными и вызывающими способами. Чаще всего такие дети группируются в некое сообщество.Их легко узнать по поведенческой линии, по ярко выраженной «отстраненности» от происходящих событий. На раздаче «халявных» подарков они обычно подходят вторыми, после «лисят». Им это, в общем, «западло» (потому что «волчата» знают, что все необходимое получат и так), но интерес пересиливает.«Волчата» прессуют «зайчиков» и «лисят», учатся плохо. После выхода из детского дома они продолжают группироваться, действуя в прежнем составе. В жизненные переплеты и в тюрьму эти ребята попадают первыми.

«Медведь»

Чаще всего, в детском доме есть «медведь» (по тюремному — пахан). Изредка, «на договорной основе» могут сосуществовать и два-три «медведя». Это физически крепкий, сильный парень, который имеет доступ практически ко всем внутридетдомовским ресурсам. Он плохо учится, а к концу жизни в детском доме и вовсе перестает посещать школу. «Медведь» никогда не находится в первых рядах, но знает, что информацию обо всем происходящем он получит в полном объеме. Он выделяется одеждой, независимым поведением — у него «все есть».

Продвигаемый директором и сотрудниками учреждения как «лучший воспитанник», «медведь» влияет на все социальные группы, умело «руководит» жизнью целого детского дома. Он часто берет на себя решение различных проблем персонала, фактически являясь судьей и палачом. «Медведь» способен управлять детским коллективом, поднять детей на бунт, непослушание и т.д. Он приближает к себе наиболее «выдающихся» «лисят» и «волчат», которые исполняют его приказы, руководят «зайчатами».

Замечено, что детдомовский «медведь» одним из первых попадает в тюрьму, а там занимает самую низшую ступень в иерархии, потому что его история «конкретно раздута» в рамках детского дома.И выходят сироты из детского дома «зайчатами», «лисятами», где их ждут «медведи» из семей.

Для оказания реальной помощи детям из детских домов весьма важно знать «болезни» сироты, его болевые точки:

• неумение общаться;

• неумение обращаться с деньгами и ресурсами;

• незнание опыта семейной жизни;• имеют гедонистические и иждивенческие установки («дайте еще»);

• слабые бытовые навыки;

• неумение работать в команде;

• низкий уровень образования;

• неумение спланировать день;

• зависимость от государственной системы и командного управления;

• податливость дурным примерам;

• агрессивность, безынициативность и т.д.

Все это весьма влияет на становление ребенка сироты, личностных характеристик, которые позволяют ему либо адаптироваться и социализироваться в обществе, либо нет. Ведь известно, что дети-сироты довольно часто с большим трудом входят в новый для них мир, а значит, терпят фиаско в новой для себе среде. Где их мало кто знает, и мало кто ждет, опять же, потому что боятся их и не знакомы с историей их жизни. Именно незнание сирот приводит к тому, что их выгоняют из общежитий и мест учебы.

Они привыкшие к тому, чтобы ими кто-то руководил, и новые в жизни люди начинают применять к ним незнакомые технологии и техники — требования. Они не всегда готовы делать что-то самостоятельно, а значит, будут просто «уходить» от проблем, сбегая в детский дом, или просто переставая, появляться в общественных местах. Предотвратить это просто — надо сопровождать ребенка до того момента, пока он сможет быть самостоятельным. Или, к примеру, готовить их к самостоятельной жизни в рамках детского дома, длительно обучая их новым знаниям и компетенциям, чему же можно их учить:

• самостоятельной готовке еды;

• умению грамотно тратить ресурсы;

• налаживать контакт с внешними сторонами;

• обустраивать свое жилье;

• умению находить нужную информацию;

• самопрезентации;

• умению искать работу и т.д.

Из книги А.Гезалова «Шпаргалка для добровольца»

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.