Часть пятая: Зачем нужны добровольцы?
В бизнесе людей просто увольняют за несоответствие, а в некоммерческой организации приходится говорить: «Вы знаете, я устал. Потому что у меня помимо этого, ещё вот это, вот это и ещё нужно вам объяснять, чем мы тут все занимаемся.» Если человек этого не понимает, с ним лучше расставаться, не боясь того, что он начнёт везде писать: «Вот, выгнали». Если руководитель умеет создать механизм внутри структуры, правильно простроить коммуникации, добиться уважительного отношения к деятельности, тогда работа коллектива будет успешной.
Важно, чтобы сотрудники НКО имели представление о результатах деятельности организации. Для этого, конечно, важно описать продукт. Для этого каждый месяц мы пишем дайджест деятельности: описание того, что мы сделали за какой-то период времени. В конце года даем мощный отчет — целый меморандум о проделанных работах и планах на будущее. Есть еще очень важный момент — я пишу методическое пособие. Почему это важно? Это необходимо для того, чтобы технологии, достижения организации никуда не ушли, жили здесь и сейчас. Поэтому есть пособия, которые создаются для того, чтобы закрепить базовые достижения, которые есть и внутри, и снаружи НКО.
Есть в деятельности еще одна сложность. Она возникает, когда нет компетентного специалиста, который нужен, чтобы дополнить или усилить позиции организации, брендировать её. Например, специалист по СММ. У кого-то он есть, например, — у богатых фондов. Но у большинства НКО нету. Почему? Потому что для этого нужен человек с особыми мозгами, особым пониманием технологии этой работы. Это не то, что просто взял и опубликовал, заплатил за рекламу. И вот здесь возникает вопрос: как найти такого компетентного человека, где его найти?
Где, например, найти журналиста, который хорошо пишет? Вот у меня лично это отнимает очень много времени: написать статью, заниматься продвижением и так далее. И, конечно тут важно какую-то найти технологию, какой-то приём, который позволит, может быть, человеку делать это не в рамках структуры. К примеру, у меня есть несколько журналистов, которые помогают нашей организации. Они вообще живут в других городах. Некоторые живут вообще за рубежом. И тут помогает технология аутсорсинга. Однако это снижает напряжение внутри команды, потому что не все могут писать, не у всех есть время на это.
Часто понимая, что это не совсем этично, приходится заставлять человека делать то, что он не знает. А потом с него требовать отчеты в рамках контроля деятельности. Конечно, нужно найти какую-то фишку, чтобы это его не касалось. Это очень хороший инструмент для сохранения и человеческих ресурсов, и продвижения. Наверное я уже рассказывал, как это сделал. Я объявил народную зарплату, придумал такой проект. Привлек тех мам, которые хотят работать, но не могут, тех женщин, которые не хотят просто получать гуманитарную помощь, но хотят работать.
Я привлекаю средства от благотворителей, и на эти деньги (народную зарплату) женщины исполняют то, что необходимо организации.Это очень круто, потому что так просто по щелчку какой-то журналист не придёт. Учитывая к тому же, что не все издания одинаково полезны. Как и не все добровольцы одинаково полезны. Поэтому приходится использовать какие-то креативные решения, которые не всегда доступны для НКО. Часто решение есть, но не понятно, где брать деньги. Где деньги, Зин? И вот тут возникает вопрос, как настроить коммуникацию в сторону тех, кто может это сделать только потому, что понимает важность нашего дела.
Хочу сказать еще об одной вещи. Экспертиза — отдельная тема в работе гражданского сектора. Важна экспертиза, супервизия, оценка, бывает, где-то что-то провисает. Это одна история. И вторая важная тема: добровольцы очень дороги в обслуживании. Вот это нужно понять. Поэтому после оценки того, что мы делаем внутри организации, у меня лично не возникает желания нахватать огромное количество людей. Ими потом придется заниматься.
Нужно иметь определённый пул специалистов и вывешивать информацию о вакансиях тогда, когда где-то что-то провисает в работе. Опять же по поводу тех же журналистов или СММ: сколько бы мы не вешали вакансий, нормальные журналисты и вообще журналисты не приходит. Их можно понять: они заняты своими вопросами. И социальная журналистика — это особый момент. Один из выходов — привлекать тех, кто сейчас находится в непростой ситуации. Возможно им будет проще выполнять эту работу для нашей организации, потому что мы будем поддерживать их своими ресурсами.
И ещё раз вернусь к супервизии и вообще к оценке деятельности. Это крайне важно, потому что иногда кажется: либо мы не туда идём, либо мы так идём, либо вообще не понимаем, куда идём. Поэтому здесь нужно учитывать характеристики, которые важны для оценки того KPI, по которому живёт бизнес. Ресурсы. Исполнение. Результат. Учитывать, кому мы и сколько раз помогли, качественные и количественные показатели. Потому что за количественно-качественными показателями стоит технология работы, отсутствие «смазанности» внутреннего механизма коллектива. Тогда получается обойтись без сбоев, и мы можем прорабатывать гораздо больше проблем тех, кто к нам обращается. Поэтому оценка и капитализация того, что есть, очень важны.
Продолжение следует..
Ваш,Гезалов А.С